Бизиборд (busyboard) дословно значит доска занятости; по смыслу – развивающая доска. По сути верно и то, и другое: бизиборд позволяет отвлечь ребенка от чрезмерных притязаний на внимание родителей как раз в том возрасте, когда это необходимо (см. в конце) не в ущерб, но с пользой для его правильного развития. Собрать бизиборд своими руками значит сэкономить 2-10 тыс. руб; работа такая вполне по плечу практически любой паре родителей и займет от силы пару вечеров.
История и значение
Развивающая доска для ребенка – изобретение итальянского педагога Марии Монтессори. Она внесла значительный вклад в воспитание детей с нормально-замедленным развитием, т.е. без врожденных умственных дефектов, но отстающих от сверстников в пределах естественного разброса. Нормально-замедленные дети потом догоняют и часто перегоняют ровесников. Процент выдающихся деятелей, выросших из нормально-замедленных детей, выше, чем из обычных. «Тормознутыми» в детстве были такие люди, как Томас Альва Эдисон, Альберт Эйнштейн и многие другие. Но если нормально-замедленного ребенка третируют: «Тупой! Дебил! Никакой!», то у него есть все шансы и вырасти таким, как обзывали: бессовестным, лживым, двуличным, безответственным, безнравственным, наглым, беззастенчивым, агрессивным социопатом и моральным уродом.
Примечание: детская развивающая доска поможет войти в общество и ребенку с достаточно серьезными отклонениями, напр. синдромом Дауна. Но только по назначению врача и под наблюдением опытного педагога.
Только ли для «тормозов»?
Мы живем в начале эпохи такой ломки способов производства и вообще человеческой деятельности, какой ранее не знала история. Не беспокойтесь, революционной/контрреволюционной пропаганды в статье не будет. Она о том, как ребенку без серьезных потрясений пройти трудный период своей жизни в очень непростое и для взрослых время.
Мария Монтессори придумала бизиборд в 1907 г. Человечество с тех пор пережило две мировые войны, разительно изменилось, но добрее, увы, не стало. Наше время можно охарактеризовать словами Талейрана, сказанными когда-то по сходному поводу: «Они ничего не забыли и ничему не научились». Впрочем, теперешние проходимцы всех мастей и рангов все-таки наловчились хитро скрывать свои истинные намерения расплывчатыми фразами, врать вопреки очевидному ничтоже сумняшеся, улыбаясь и честно глядя в глаза, и долдонить свое вопреки всему вообще, включая собственный здравый смысл. С которым у них чаще всего все в порядке с точностью до обратного: старательно с ним сообразуются в мыслях, чтобы сделать все наоборот. Хотя бы и во вред себе. Кто-то из психиатров считает такое явление инверсией сознания, кто-то – когнитивным диссонансом. Ну, это их профессиональные разборки.
Что сейчас в мире творится и что дальше будет – предмет рассуждений специалистов-общественников. Нам в разрезе этой статьи важна такая особенность наших дней как насыщенность бытия вещами и средствами общения людей друг с другом, реализованными тоже в вещах. В современном мире строить отношения с людьми, не умея правильно обращаться с вещами значит заранее обречь себя на фиаско в жизни. Что это за властелин природы, если он теряется в им же самим созданной искусственной среде обитания? Биологическая эволюция в принципе не способна успеть за тем, что мы называем прогрессом: наше материальное окружение коренным образом меняется на протяжении жизни менее чем одного поколения. В наше время почти любому нормальному ребенку приходится пройти стадию нормально-замедленного в возрасте прим. от 10-12 мес. до 4-5 лет. Потом его саморазвитие становится все более сознательным и успешным настолько, насколько в этом критическом возрасте малыш сумел приобрести подсознательные навыки. Бизиборд для детей – средство для того, чтобы их выработать. Одно из нескольких необходимых, но достаточно действенное и доступное любой семье. Можно сказать, что г-жа Монтессори опередила свое время.
Состав бизиборда
Первый бизиборд Монтессори (справа на рис. выше) был предназначен, чтобы в процессе игры выработать у ребенка моторные (двигательные) навыки обращения с мелкими повседневными вещами – запорами, задвижками, защелками – которые являются самым частым камнем преткновения для детей с замедленным развитием и предметом для насмешек над ними. Функциональность современного бизиборда нужна много шире и далеко не всегда полностью реализовывается в фабричных изделиях. По запросу «самодельная развивающая доска» из интернета вываливается уйма фото, от которых рябит в глазах, с краткими примечаниями вроде «столько-то идей для бизиборда». Но в чем же идеология-то? Каким должен быть бизиборд, чтобы не навредить, а помочь ребенку?
Чтобы правильно сделать бизиборд современного типа, нужно, во-первых, знать, что его элементы компонуются в группы (блоки) след. назначения:
- Моторную – для развития начальных моторных навыков.
- Моторно-прикладную – для закрепления первоначальных моторных навыков путем обращения с мелкими подвижными вещами повседневного пользования. Бизиборд Марии Монтессори содержал только этот блок.
- Ассоциативную – для ускорения развития отвлеченного мышления на основе закрепленных моторных навыков.
- Цветовую, т.к. полноценное развитие цветового зрения способствует лучшим успехам по всем пред. пунктам.
Второе – хотя ребенок возится с бизибордом играючи, но давать полную волю своей фантазии, делая бизиборд самостоятельно, нельзя. Фантазировать можно при выборе исходного материала и подборе компонент для заполнения доски из подручных средств, но в определенных пределах, см. ниже. Состав же и расположение элементов развивающей доски на основе должны соответствовать также вполне определенным правилам.
Составные части блоков следует размещать по возможности в одной области основы, но геометрическая правильность и казарменное единообразие тут ни к чему. Взаимосвязанные элементы разных блоков (см. далее) нужно располагать по возможности ближе друг к другу. Разнообразить бизиборд элементами в дополнение к нижеуказанным можно, если ребенок проявляет к ним здоровый интерес – доволен, когда играет ими и не впадает в истерику, если ласково, с уговорами, и осторожно отнять; играя, не сосредотачивается на предмете более чем на 15-20 мин кряду.
Доска
Размеры основы бизиборда – от 50х70 см; настенной – до 1,2х2 м. Складная развивающая доска (см. далее) может быть меньше. Лучший материал для основы бизиборда – фанера 8-12 мм или ЛДСП той же толщины классов по истечению фенола Е0 или Е1. Красить доску не надо, покраска и раскраска помешает развитию цветового зрения. Основу достаточно ошкурить и дважды пропитать водно-полимерной эмульсией или разбавленным втрое-вчетверо ПВА, чтобы не пачкалась. Так доска сохранит вид и тактильные (на ощупь) качества натурального дерева, не давая отщепов и заноз.
Простейшая конструкция основы бизиборда – однослойная, слева на рис. Ее недостатки – дверцы в моторно-прикладном блоке (см. далее) могут быть только накладными, и нельзя сделать сложный лабиринт в невыпадающим движком. За накладной дверцей можно поместить картинку, фото – и только.
2-слойная доска (в центре) дает 3 варианта дверец, это первое. Для девочек это уже большущий плюс. Как бы там феминистки не возмущались и не ругались шовинистом или как-то еще, девочка по природе своей мать и хозяйка, а потому – копуша, тщательно обустраивающая свое гнездышко. Врезная дверца красивее накладной, а в тайнике можно прятать мелочи, заодно привыкая к порядку.
2-слойная основа бизиборда для мальчика хороша тем, что в ней без проблем делаются «невыпадающий» лабиринт и каналы под электропроводку (см. далее). Правда, папе для этого придется поработать фрезерной машинкой по дереву или фасонным рубанком. Кстати, в данном случае и мама справится: раз пропил под ходунок уже есть, фреза или железка сами по нему пойдут. А если каналы под провода выйдут неровные, так их ведь и не видно.
Наконец, если папа мастеровой, то можно доску сделать 4-слойной, справа на рис. Тогда бизиборд станет трансформируемым: через покрытие (тонкий пластик или акриловая краска телесного цвета в 2-3 слоя) к нему будут прилипать фигурки на магнитиках.
Моторный блок
Для развития первичных моторных навыков нужны:
- Ролики-крутилки, гладкий и с тупыми выступами (поз. 1 и 2 на рис. ниже);
- Трещотка простая для мальчиков (поз. 3) и разукрашенная (поз. 4) для девочек;
- Лабиринт с невыпадающим движком, поз. 5-8;
- Счеты, поз. 9. Удивлены? См. далее;
- Детский силомер или взрослый круглый безмен на 3-5 кг, поз. 10;
- Если бизиборд горизонтальный – компас, поз. 11.
Крутилки
Гладкий ролик помогает ребенку выработать навык воздействия на предмет нажимом с протяжкой; бугристый – касательным давлением или нажимом на рычажок. Вместо гладкой роликовой крутилки еще лучше будет шариковая 2-координатная. Для горизонтальной доски такую можно сделать из шарика для пинг-понга и шариков от шарикоподшипника, см. рис. справа.
Трещотка и силомер
Назначение трещотки – научить ребенка сообразовывать свои усилия с реакцией объекта воздействия. Добиваясь в процессе игры на бизиборде прикольных звуков, он учится соизмерять меру воздействия с желаемым результатом. В старшем «бизибордном» возрасте, уже освоившись с ассоциативным блоком, ребенок с помощью силомера увидит меру своего воздействия в численном выражении, что крайне важно, см. далее.
Примечание: детям, действительно нормально-замедленным, да и остальным, переходным звеном от крутилки к трещотке будет колокольчик (для девочек) или велосипедный звонок с ослабленной пружиной для мальчиков, см. рис. справа. Принцип простой – есть воздействие, есть сигнал о его результате.
Лабиринт
Лабиринт бизиборда – не головоломка на сообразительность и ориентацию для взрослых. Пользуясь им, ребенок вырабатывает уже 2-координатную моторику в пределах некоторой протяженной области. Поэтому ошибочными с точки зрения развития малыша будут лабиринты:
- Беспорядочной конфигурации с множеством мелких тупиков, поз. 5.
- «Размытый» по доске и невидимый детским глазом весь целиком, поз. 6.
- Излишне извитой, стилизованный под «настоящий» ландшафт и с имеющим самостоятельное значение бегунком, поз. 7 – ребенок еще не дорос до таких обобщений, а когда дорастет, предпочтет играть с машинками, не «привязанным» к направляющему желобу.
Правильным будет сделать лабиринт бизиборда из нескольких простых элементов, ломаных и плавно изогнутых. Их раскраска должна быть достаточно крупной и вызывающей ассоциации с естественными объектами сходной конфигурации, поз. 8.
Примечание: лабиринт может быть совмещен с цветовым полем (см. далее), если для него на доске отдельного места уже не находится.
Счеты
Счеты на бизиборде для маленького прежде всего много классных крутилок, которые можно не только вертеть, но и таскать, что есть переход к 2-координатной моторике. И в то же время счеты – важнейшее связующее звено с ассоциативным блоком и не менее важный его элемент, см. далее. Поэтому счеты на бизиборд нужны «как настоящие», не менее чем с 4-5 регистрами (направляющими штырями с костяшками) мантиссы (до запятой), 2-3 регистрами аргумента (после запятой) и разделителем. Костяшек на регистрах тоже нужно полное количество, по 10.
Компас
Магнитное поле чувствуют все живые существа, не только киты, птицы и термиты. У людей магнитное чувство очень слабое. Как говорят специалисты, на уровне шумов, но все же есть. Если бизиборд с компасом, то у ребенка в подсознании отложатся смутные ощущения в связи с положением стрелки прибора. Магнитное чувство разовьется, и взрослым он будет увереннее ориентироваться в темноте или незнакомой обстановке, сильнее ощущать наличие и величину электромагнитного поля. Из детей, с младенчества знакомых с компасом, выросло много очень успешных геологов-поисковиков, моряков, геодезистов, разведчиков, исследователей в областях знаний, связанных с электромагнитными процессами, охотников и т.п. Особенно важно раннее знакомство с компасом для военной службы. Научиться стрелять в цель без прицеливания с бедра, навскидку, из положения «оружие над головой», из-за угла и в темноте на звук невозможно без усиленного магнитного чувства.
Закрепляем навыки движения
Первая ступень моторно-прикладного блока – дверцы с разнообразными ручками и запорами, поз. 1-4 на рис. Сюда же относится посильный для нажатия детскими ручонками карабин, поз. 5. Наилучший эффект достигается, если дверцы всех 3-х типов – накладные, врезные и накладные над тайниками. Так что не поленитесь, сделайте для бизиборда 2-4 слойную основу. Ключи от замков должны располагаться доступно для ребенка (поз. 6) и быть с большими округлыми головками или на кольце с брелоком, чтобы не подавился, вдруг сунет в рот и рефлекторно сглотнет. Но цеплять ключи на цепочку не надо, таким ключом и взрослому не всегда удобно отпирать замок.
Развивающая доска с замочками помогает не только выработать мелкую целенаправленную моторику. Ребенок еще не в состоянии объять умом большой мир и стремится создать свой ограниченный мирок. Дверцы его структурируют и упорядочивают, одновременно намекая, что это еще не все, там, за ними, может быть что-то еще. Уложившись в подкорке, эти понятия помогут ребенку быстрее уразуметь, что и взрослый мир не хаотичен, и без страха начать разбираться в порядке его устройства.
От дверей к одежде
И детям, очень хорошо развивающихся, застежки – шнурки на одежде и обуви, часто становятся камнем преткновения. Поэтому моторно-прикладной блок обязательно должен содержать и одежно-обувную часть (см. также рис. ниже):
- Пуговицы с петлями.
- Шнуровку.
- Застежку-молнию.
- 2-3 куска ремня с пряжками ходовых типов.
- Застежки-липучки.
- Прищепки.
- Весьма желательно – задний карман джинсов, пришпиленный канцелярскими кнопками.
Шнуровка нужна обувная на изображении или контуре обуви. Беспорядочная шнуровка (вверху на рис. справа) для неокрепшего воображения просто опасна. Узоров, может быть, чадо и наплетет, но риск получить скрытую психическую травму весьма велик. Шнуровка без петель (внизу на рис. справа) не так вредна, но полезных навыков не дает и раздражает.
Молнию лучше ставить пластиковую с крупными зубцами. Меньше вероятности защемить пальчик; в подсознании отложатся принцип ее действия и правила обращения, чтобы не заедала.
Джинсовый карман действует, так сказать, от обратного. Ребенок поймет, что задние карманы ненадежны, можно, суя туда вещицу, промазать. А поскольку карман не пришит, как к брюкам, ребенок научится не класть вещи в дырявые карманы и проверять свои – не прохудился ли.
Начинаем сопоставлять
Образное (отвлеченное, ассоциативное) мышление у человека начинает развиваться где-то с 3-х лет, но основы его закладываются на год-два раньше. Все живое ощущает ход времени, поэтому на бизиборде нужны детские часы с маркировкой стрелок (поз. 1 на след. рис.); желательно – реально идущие. По ним малыш научится сопоставлять протекание наблюдаемых процессов со своими биологическими часами и сообразовывать свои действия с ходом времени. Поскольку отрезки времени на часах обозначены, они будут и мостиком к более высоким степеням обобщения.
Высшая степень обобщения – число, цифра. Великий математик Давид Гильберт сказал как-то: «Бог создал целые числа. Все остальное от несовершенства нашего ума». Если ребенок быстро понимает, что 5 конфет, 5 дверей в квартире, 5 разных цветов в горшках и 5 этажей в доме это все равно 5, у него есть все задатки к тому, чтобы добиться выдающихся успехов в любой сфере деятельности.
Переход обобщения от простой совокупности предметов к их количеству, а от количества к его численному выражению начинается со счет: там разные количества однородных предметов различны зримо. Если ребенок особо способным не кажется, помочь переходу от кучи к совокупности помогут крутилки из различных, но похожих предметов, вверху на рис. справа. Однако если предметы уж очень разные (внизу там же), то это делу не поможет, наоборот, ухудшит положение.
Для перехода от интуитивно ощутимого количества к его численному (цифровому) выражению современность предлагает мощное средство – действующий калькулятор, поз. 2. На бизиборде его можно запитать от общего источника (см. ниже). Калькулятор, в свою очередь, станет звеном для перехода к действиям уже на основе обобщения, см. далее, т.к. области его клавиатуры функционально различны. Поэтому для бизиборда лучше найти детский калькулятор с цветовым выделением клавиатурных областей. Правда, на продажу такие предлагают что-то мало и плохо.
Очень хорошо закрепляет понятие о соответствии между совокупностью, числом и обозначающей его цифрой номеронабиратель от старого телефона, поз. 3. Это же упорядоченная оцифрованная трещотка, сигнализирующая о соответствии действия числу и цифре сразу зрению, слуху и осязанию.
Шестеренки
В ассоциативном блоке бизиборда для мальчиков очень полезна будет модель зубчатой передачи с передаточным числом, отличным от 1, см. рис.:
Именно шестерня дала толчок бурному развитию техники. Древние механизмы на основе наклонной плоскости (клина, винта) и рычага (блока, ворота) с этой задачей не справились. У ребенка, понявшего, как действует шестеренчатая передача, проблем с механикой и техникой вообще не будет. Нужно только рукоятки сделать на обеих шестернях, чтобы малых сообразил, какая передача ускоряющая и замедляющая и каково в них отношение крутящих моментов.
Подводим электричество
Вход всех цепей электропитания бизиборда выводится на вилку со шнуром. Отсюда простейшая, но необходимейшая ассоциация: вставил вилку в розетку – что-то может засветиться (поз. 4), зазвенеть, заиграть. Всунул неправильно – щелкай, не щелкай, приколов не будет.
Если бизиборд оснащен электрооборудованием основательно: общее освещение, подсветка элементов, телефон, см. ниже; возможно, детское пианино для малышей (см. рис. справа) или простенький самодельный радиоприемничек с ФАПЧ (фазовая автоподстройка частоты), настроенный на местную ФМ станцию, то органы управления бизибордном весьма желательно свести в одно место или объединить в пультовой модуль, поз. 5-7. Это даст ребенку начальные навыки централизованного управления удаленными процессами. В современной жизни они, пожалуй, нужнее, чем в древности и средневековье умение владеть оружием.
Телефон
Не менее, чем навыки удаленного (дистанционного) управления, в наши дни нужны понятия о действии телекоммуникаций. Их ребенок может получить от того же старого «номерника», если использовать его штатные контакты. В номеронабирателе есть 2 пары контактов: импульсные (ИК) замкнуты все время, кроме обратного хода диска под действием возвратной пружины. На обратном ходу ИК периодически размыкаются, передавая на АТС количеством разрывов линейной цепи набранную цифру. Шутнирующие контакты ШК замыкаются, едва диск сдвинут из исходного положения. В телефонном аппарате они закорачивают телефонный капсюль Тф (наушник), чтобы не трещал в ухо при наборе.
Простейшая схема имитации связи на бизиборде номеронабирателем дана на поз. 1 рис. Чуть провернул диск – светодиод загорелся, сигнализируя от открытии канала (установке связи). Отпустил диск – светодиод мигнет столько раз, какая цифра набрана.
Дополнить световую индикацию звуковой можно, добавив в схему звонок от того же телефона, но его нужно будет переделать. Сигнал индукторного вызова в проводной телефонной линии с импульсным набором – 100 В 25 Гц; от постоянки 5 В звонок не сработает. Кроме того, якорь телефонного звонка удерживается в любом из крайних положений слабым магнитом, чтобы не звякало при перестановке аппарата. Нам же нужно снять со звонка старую обмотку и намотать на каркас до заполнения эмалированного провода диаметром 0,32-0,4 мм.
Схема имитатора связи с двойной индикацией дана на поз. 2. Как только ШК замкнутся, загорится светодиод VD1, или, вместо него – лампочка на 6 В. Это индикация готовности аппарата; аналог значка эфира в мобильнике. При первом же размыкании ИК через обмотку звонка пойдет ток; в ней запасется некая энергия; обмотка как бы зарядится; подзвон тут может быть или нет, но один из разноцветных светодиодов VD3/4 загорится; VD3/4 может быть 2-сторонним 2-цветным светодиодом.
Далее при обратном ходе диска ток по обмотке звонка за счет явления самоиндукции потечет то в одном, то в другом направлении, пойдет двойной подзвон на каждую цифру, кроме первой. VD3/4 будут перемигиваться. Четкости подзвона добиваются, подбирая резистор на 10-47 Ом.
Чтобы получить количество звонков, точно равное набираемой цифре, одну из чашек звонка нужно повернуть. Крепежные отверстия чашек смещены вбок от оси симметрии для первоначальной установки звука. Отвернуть чашку возможно так, что боек до нее не достанет.
Наконец, если у вас дети близнецы или погодки, или вы сами не прочь «зависнуть» с ребенком у бизиборда, и найдутся 2 старые телефонные трубки с угольными микрофонами Мк, по схеме на поз. 3 можно собрать «взаправдашний» телефон, по которому можно переговариваться. Тогда нужно проверить, не обозначена ли на наушниках в трубках их полярность, и включить телефонные капсюли соотв. полярности питания, иначе плохо слышно будет.
Примечание: данная схема работоспособна с советским звонком от аппаратов ТА-67 и др. Параметры звонков прочих аппаратов сильно различаются. Если подзвона нет, можно попробовать включить резистор на 100-200 Ом в цепь ИК, тогда VD3/4 нужно подключить к звонку напрямую. Еще вариант – включить звонок через конденсатор на 10-100 мкФ. Сгородить к схеме генератор тонального сигнала готовности к набору на 400 Гц можно, но не надо. В мобильной связи такого сигнала нет, а установка соединения начинается сразу с набора номера.
Цвета
Цветовое зрение у ребенка развивается постепенно, поэтому разукрашивать бизиборд на свой вкус, как слева на рис., нельзя. К 3-м годам ребенок должен четко различать черное, белое и цвета основного базиса – красный, синий, зеленый; из дополнительных – желтый. К 4-5 годам к ним добавляются еще несколько оттенков серого и остальные дополнительные: голубой (бирюзовый) и пурпурный (фиолетовый).
Учиться различать цвета с помощью наборной цветной крутилки (в центре) – не лучший способ. Оптимально будет свести цвета для первичного развития в небольшое панно и дополнить его соотв. расцветки переставными фишками, справа. Так ребенок научится не только различать цвета, но и составлять гармоничные для себя их сочетания, что может быть важно для контроля его развития, см. также в конце. В качестве фишек можно использовать цветные штекеры для бытовой электроники.
«Последующими» цветами нужно замаркировать элементы моторно-прикладного и ассоциативного блоков. В любом случае все оттенки должны быть средней насыщенности и не блестящими (бликующими).
Раскладушка и куб
Темпы индивидуального развития детей сильно отличаются. Кому-то и в полгодика бизиборд впрок пойдет, а кто-то и в 2 года будет путаться в содержимом одной общей доски. Поэтому для малышей лучше делать складной бизиборд, см. рис. На одной стороне – моторика; на другой – ассоциации и цвет. Если же ваши погодки или с разницей 2-3 года и есть хоть немного свободной площади, вместо бизиборда лучше подумать о развивающем кубе – бизикубе.
Развитие и контроль
Родительского воспитания никто и ничто не заменит. Сунуть надоеде «развивашку» и забыть о нем ради каких-то еще дел значит испортить жизнь прежде всего себе. Но в возрасте от года до 4-5 лет отвлекать от себя ребенка необходимо. Иначе он может привыкнуть смотреть на родителей как на обслуживающие его приспособления; чем это пахнет, пояснять нет нужды. Какими способами можно отвлечь ребенка с пользой для его развития, см. видео:
Видео: чем занять ребенка после года – бизиборд и другие способы
Однако периодический контроль за тем, как и с чем малыш возится, все равно необходим. И здесь бизиборд выступает еще в одном качестве. Сомнительные, на ваш взгляд, действия ребенка четко проявятся в ситуации на доске. Тогда ее нужно сфотографировать и показать фото детскому психологу. Ему же, если бизиборд сделан правильно, не составит чрезмерного труда по снимку разобраться, нужно ли тут что-то делать, и, если да, то что именно и как.
***
© 2012-2024 Вопрос-Ремонт.ру
Нажимая кнопку «Добавить комментарий», я соглашаюсь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности сайта.