Мебель шторы, декор или драпировка, вопрос специалистами окончательно еще не решен. Но несомненно одно: красивые шторы становятся эстетически значащим и даже первоопределяющим элементом интерьера, оттесняя корпусную мебель. Которая, соответственно, может стать проще и дешевле. А если сшить шторы своими руками, то к экономии прибавится еще не менее 10 тыс. руб. Плюс, разумеется, вид комнаты точно себе по вкусу. Эти факторы полностью перекрывают повышение сложности ухода за шикарными шторами, пыль-то они собирают. Поэтому хозяйки-мастерицы шьют шторы самого разнообразного вида, на рис. лишь отдельные островки обширного архипелага штор в океане предметов домашнего обихода. Некоторые из них требуют немалого труда и умения, но профессионального обучения и производственных условий не нужно, достаточно швейной машинки, ножниц и пр.
Почему популярны римские?
Сейчас наблюдается повышенный спрос на римские шторы, и это не просто веяние моды. Римские шторы солидно, изысканно, даже игриво, смотрятся в комнатах любого назначения с интерьером любого современного стиля и, при надлежащем выборе ткани, вида исполнения штор и отделки полотнищ, в интерьерах классических, см. рис. Особенно хорошо они подходят для эркеров. И в то же время римские шторы требуют меньше материала, труда, за ними легче ухаживать. Немаловажно и то, что римские шторы можно шить из тканей, подлежащих стирке и после нее они остаются пригодными для дальнейшего использования по назначению.
Римскими шторами мы еще займемся, а пока имейте в виду, что они совсем не обязательно гармошки на палочках. Собственно, древние римляне делали 3 вида штор: без вкладышей-лат (поз. а на рис. справа), от которых и произошли европейские классические шторы, см. далее, с полотнищем, армированным латами по всей длине, поз. б, или частично, поз. в. Их эксплуатационные качества равноценны, а выбор вида исполнения зависит от того, какой жесткости в вашем распоряжении ткань и хотите ли вы видеть внизу фестон.
Виды и эволюция
Второй пращур евроштор – обычные занавески, появившиеся еще в хижинах каменного века сразу по изобретении ткачества. Первооснова усовершенствований была сугубо утилитарная: для лучшего затенения в тропиках и субтропиках требовалось дотянуть полотнища до потолка. Приточно-вытяжная вентиляция (с ручным приводом) появилась не ранее XIV в. и в древности даже знать под опахалами летом изнывала от жары. Но в древнем мире ткань была очень дорога, гладкие ровные штанги карнизов тоже, т.к. выстругивались из дерева или выковывались из металла вручную. Хотя первые примитивные токарные станки с лучковым приводом появились еще в первобытные времена, длинномерные детали на них обрабатывать нельзя было. Отсюда – подхваты, позволяющие отводить полотнища, не двигая их по карнизу, и текстильное навершие – ламбрекен – дополнительно затеняющее помещение в самую жару, когда Солнце стоит высоко, поз. 1 на рис. Оставалось только добавить римские шторы из легкой полупрозрачной ткани, пропускающей свежий воздух, чтобы получились классические французские шторы, поз. 2. Им, кстати, не возбраняется быть и асимметричными, исходя из требований дизайна или гигиены, скажем, на кухне, поз. 3.
Легкомысленные галлы предпочитали, чтобы полотнища и опущенных штор оставались собранными в фестоны, поз. 4, даже художественно-беспорядочные, поз. 5. Это требовало большого расхода ткани (до 3-х раз по высоте полотнища), причем тонкой дорогой, чтобы шторы можно было собрать. Плюс, внешний вид непременно фривольный. Чопорным и расчетливым англосаксам то и другое не нравилось, поэтому они уменьшили количество фестонов и доработали конструкцию полотнищ (см. далее), чтобы распущенными они были гладкими, поз. 6. Так появились английские шторы, их и посейчас шьют из тканей довольно плотных и тяжелых.
В XVII-XVIII вв. Лондон оспаривал у Парижа звание столицы мира. Негоже было отставать и по части свободы нравов, хотя бы показной. Коснулось это и штор: фестонов в лондонских (поз. 7) столько же, сколько и во французских. Но либеральную внешность ушлые бритты обеспечили продольными складками; перерасход ткани удалось снизить до 20-35% по ширине отреза. И волки сыты, и овцам невдомек.
Германский мир в лице тогдашнего своего доминанта – Австрии – в ту эпоху активно выпирал свою идеологию где можно и где нельзя. Что, между прочим, началось еще во времена Оттона I, сразу после распада империи Карла Великого. И продолжается по сей день в скрытой форме, судя по деяниям бабули Меркель. Но вернемся к шторам: австрийские, поз. 8, казарменно-лаконичны и конструктивно, и экономически, и эстетически. Один фестон, пара сборящих шнуров в полотнише, а по его краям и на шнурках сэкономили: что-то вроде ламбрекена ездит вверх-вниз вместе с полотнищем (не в тропиках живем); полуфестоны, чем-то напоминающие то ли эполеты, то ли аксельбанты, вполне вписываются в эстетику формулы «Айн! Цвай! Ахтунг! Форвертс! Яволь!» Кто-то из французских обойщиков заметил однажды, что австрийские шторы похожи на подвешенного за ноги расфуфыренного офицерика.
С Востока на Запад
На Востоке (похоже, сперва в Индии) изначальными шторами были плиссированные или наборные из ламелей – тонких пластин твердого прочного дерева. Причем задолго до появления ткацкого станка и даже металлургии: пальмового листа и древесины, по сей день продающейся под названием железной, хватало в избытке. Для тропиков это конструкция исключительно удачная: гармошка задерживает не только видимое, но и тепловое излучение, которое ткань в значительной степени пропускает. Наборные занавеси породили жалюзи, а шторы-плиссе без принципиальных изменений благоденствуют и производстве и продаже до сего дня, поз. 9.
Примечание: европейцы познакомились с плиссированными шторами во время походов Александра Македонского. Но придумали, как заменить тканью пальмовый лист и железное дерево, только римляне. Листья финиковой пальмы на ламели не годятся, слишком перистые.
Шторы-плиссе по-римски делают многие любители из обоев, поз. 10. Служат они 1-2 года; изготовление шторы на 1 окно занимает менее 1 часа. Шторы из специальных сортов бумаги есть и в производстве; чтобы сменного полотна хватало на 3-5 лет, его набирают из сдвоенных сплющенных трубок, вставляя их друг в друга, поз. 11, либо склеивая в сотовую конструкцию. Первые прочнее, вторые полупрозрачны.
Шторы-гармошки из бумаги появились и в Китае сразу же по ее изобретении. Бумага по сгибам быстро рвется, поэтому сборящие вкладыши из бамбука вставили в нашивные текстильные ленты (количество пригодного для них шелка в Китае было доступно и беднякам), и полотнище собиралось складками округлыми. В таком виде китайские шторы в ходу и сегодня, но, конечно, уже не из бумаги, поз. 13. Самые бедные, использовавшие вместо покупной бумаги непрочную самодельную папку из луба тутового дерева, скатывали шторы в рулон на бамбуковой палке и лентах. Восточная эстетика загадочно-изысканна, поэтому рулонные китайские шторы из ткани любители делают и сейчас, поз. 14. Они же породили рольшторы, о которых см. далее.
В бедной всеми ресурсами, гористой Древней Японии с суровым для ее широт климатом тутовое дерево растет плохо и дает луб низкого качества, поэтому Страна Восходящего Солнца долгое время своего шелководства не имела, а бумагу там делали из рисовой соломы. В китайские шелка одевалась только знать на выход, и вообще с производством текстиля в Японии было слабо вплоть до XVI-XVII вв., когда его там начали развивать европейцы. До того не то что крестьяне, но и рядовые дворяне временами одевались в самую настоящую дерюгу, если не прикрывались рисовыми циновками, см. хотя бы «Семь самураев» Куросавы. Что до штор, то рисовая бумага прочна, жестка, однако ломка не только по сгибам, но и при скатывании в рулон. Поэтому ламели японских штор шире, чем у китайских, расположены вертикально и раздвижные. Современные японские шторы, поз. 15, делают из ткани специальной или особо обработанной.
Ткань и шитье
Для штор используют драпировочные ткани, длинные отрезы которых способны неограниченное время оставаться ровными или держать заданные складки, будучи подвешенными вертикально. Плательные ткани прочнее и дешевле, но, особенно сатинового и саржевого переплетения, при этом самопроизвольно морщатся там, где не надо, поэтому шторы из них не шьют. Исключение – парусина, которая теперь джинсовая ткань. Из нее можно шить шторы на кухню с гребешком (см. далее) или в комнаты деревенских стилей: рустикального, кантри, колониального. Джинсовые ткани могут быть довольно тонкими и яркой расцветки, т.к. из них шьют и легкие вещи. «Джинса» выпускается также не обязательно х/б, но и гладкой синтетической. Мебельные обивочные ткани грубы, жестки и дороги, однако в шторах находят применение в ламбрекенах-бандо, также см. далее.
Создать царское великолепие, что выше на рис., не так-то просто. О раскрое речь пойдет далее, но и пошив штор имеет особенности вследствие большой длины швов. Рыхлый шов сам не держится и ничего не держит, а напряжения в нормально натянутом шве накапливаются по мере его удлинения и могут потянуть ткань. Поэтому, принимаясь за шторы, соблюдайте следующее:
- Устанавливайте иглу, подбирайте нитки, регулируйте выступ зубцов и прижим лапки точно под ткань, которая в работе. Подшить трусы после демисезонной юбки при одних и тех же настройках машины можно, но на шве длиной 1-2 м ненастроенная машинка либо нить пойдет рвать, либо иглу сломает, либо ткань потянет. А если машина старого типа с челноком, не на рапирах, то поломка может быть и посерьезнее.
- Лишки отреза даже воздушнейшей органзы или муслина не оставляйте лежать как попало, а скатывайте в рыхлые рулоны, поз. 1 на рис. Если подшивается край и рулон единственный, располагайте его под консолью машины, чтобы не спихнуть случайно на пол.
- Срезы лучше всего заделывать оверловкой; аренда машинки-оверлока стоит недорого и научиться пользоваться ей очень просто.
- Если края будете подшивать сами, шейте косой бейкой; в крайнем случае – вподгибку.
- При шитье ни в коем случае не подтягивайте ткань на столике машины и не подталкивайте ее под лапку. Слегка раздвинутыми пальцами левой руки расправляйте ткань на столике, а правой пододвигайте лишек синхронно с тягой зубцов, поз. 2.
- Чтобы вести шов непрерывно, рулоны/рулон лишка подталкивают оттопыренными мизинцами или, если ткань плотная, пододвигают локтями. То и другое требует определенного навыка.
Примечание: а вообще-то, если вы ранее шили только мелкие вещи время от времени, полезно будет, прежде чем браться за шторы, почитать руководства по шитью парусов. Парус геометрически сложнее шторы. Он должен держать форму под давлением ветра от легкого бриза до урагана, при его порывах и менять ее сообразно силе ветра. Уж там раскрой так раскрой, швы так швы. В монархической Франции, давшей миру лучшие образцы штор, придворные обойщики (шторы находились в их ведении) поддерживали тесные профессиональные контакты с парусными мастерами военного флота. И немало у них позаимствовали.
Еще о римских шторах
Полотнища римских штор, как вы, вероятно, уже догадались, собираются/распускаются сборящими шнурами, пропущенными в кольца. К нижней лате шнур крепится глухо, а на карнизе (простого деревянного бруска достаточно) отдельные шнуры пропускаются каждый в свое кольцо и собираются сбоку в один шнур, который тянут/отпускают. Его наматывают восьмеркой на прикрепленный к стене челнок.
Для каждого полотнища римской шторы нужен отдельный карниз. Крепят полотнища к нему липучками или снизу деревянной рейкой и гвоздиками. Декоративный вариант – спереди мебельными гвоздями, тогда карниз не будет виден.
Шьются римские шторы с латами двояко. По первому способу кармашки для лат (кулиски) образуются подворотами ткани полотнища. Так шить проще, а перерасход ткани ничтожен. Но тогда лата будет все время тереться о шов и сгиб кулиски, отчего те быстрее протрутся.
Второй вариант – накладные кулиски, см. рис. Труда больше, но латы в них почти не шевелятся, и кольца не отрываются. Собственно же латы лучше всего брать/делать круглыми диаметром 3-6 мм; если они плоские, ребра полоски нужно закруглить. Очень хорошие латы получаются из стеклопластиковых кончиков удилищ (продаются отдельно). Они слегка конические, поэтому кулисок на полотнище должно быть четное число, а латы вставляются в них тонкими концами попеременно вправо-влево, иначе штора будет собираться косо.
Шторное творчество и начинать лучше всего с римских, а их тех – для кухни или на дачу. Прочувствовав, как взаимодействуют штора, карниз и окно, легче будет освоить сложные шторы из дорогих материалов. На такой случай предлагаем мастер-класс по изготовлению простых римских штор из подручных материалов:
Видео: пошив римских штор из подручных материалов
Классика во всем великолепии
Шторы восточного происхождения придется оставить на потом: это отдельная не то что тема, но круг тем. Пока же займемся классическими европейскими, позволяющими получить потрясающий эстетический эффект.
Кроме карниза, который тоже требует отдельного разбирательства, классические 3-слойные шторы состоят прежде всего из занавеса (поз. 1 на рис.), притеняющего помещение, не нарушая по возможности воздухообмена через открытое окно. На занавес пускают тюль, органзу, муслин и др. воздушные ткани. 2-й слой составляют гардины (поз. 2), их задергивают/распускают, если нужно совсем укрыться от посторонних глаз (guard – стража, сторожить, защищать). Соответственно, ткань гардин плотнее, и, для экономии тепла зимой, воздух не пропускает. В продаже ткани такого типа и называются гардинными.
Поз. 3 – портьеры; название подчеркивает их декоративно-психологическое значение. Портьеры придают всему ансамблю штор видимость входа в коридор, и пространство комнаты зрительно не уменьшается, а вроде даже и расширяется. Сравните, port – вход, гавань; portlier – портье в гостинице; portiere – портьера шторы. Для усиления эстетического эффекта портьеры снабжаются подхватами, поз. 9. Если шторы 2-слойные, без гардин, то в подхваты вводят/выводят из них гардины. В таком случае подхваты делают расстегивающимися. Портьерные ткани бывают и плотными, и воздушными, но обязательно упруги: высвобожденная из подхватов портьера должна повиснуть свободными плавными складками без мятых морщин.
Ламбрекен может быть простой полосой (бандо, от band – лента), о чем см. далее. В данном образце ламбрекен сложный, из кокилье (поз. 4), отдельных или образованных переходами из перекидов (поз. 6), свагов, поз. 5, и жабо (поз. 7) с колокольчиками (поз. 8). Иногда жабо (де жабо) обзывают джаботом, но это, простите, глупая двойная калька с французского de jabot на корявый английский и оттуда на русский.
Примечание: также в рунете и даже коммерческой практике часто путают жабо и кокилье. Но кто где когда носил косой воротник-жабо?
О ламбрекенах мы далее поговорим подробнее, т.к. на них приходится не менее половины эстетики штор. А пока отметим, что технически общее для всех составных частей штор, кроме подхватов – их подвески к карнизу. С чего и начнем обстоятельное рассмотрение.
Подвесы
Шторы чаще всего подвешивают на люверсах, слева на рис., петлях, в центре, и кулисой (рукавом полотнища, надетым на штангу карниза) с гребешком, справа. Кулисой без гребешка подвешивают простые занавески на пол-окна, т.к. она не заедает только если полотнище двигать по штанге за верх. А если двигать за середину, гребешок служит своего рода ребром жесткости и вероятность заклинивания кулисы на штанге меньше. Но все равно, шторы на кулисе с гребешком лучше раздвигать/собирать специальным шестом с плавно загнутым концом – водилом. Водило вешают на карниз, и за полотнищем его не видно.
Люверсы
Люверсы обеспечивают шторам широкие плавные складки одинакового размера. Гардина на люверсах с боковым подхватом (поз. 1 на рис.) может собранная выглядеть почти как люмьер, см. далее. Но, во-первых, на люверсы можно вешать только достаточно плотную ткань, а занавес подвешивают на петлях или кулисой с гребешком, поз. 1 и 2. Если же по дизайну вверху нужен сплошной ряд широких волн (это позволяет снять зрительные акценты с карниза, не прибегая к требующему довольно сложного ухода ламбрекену), то верхний край занавеса обшивают карманом, т.е. обязательно с 2-х сторон, из плотной жесткой ткани, поз. 3. «Бюджетный» вариант с полосой прозрачного упругого пластика в кармане, образованном перегибом полотнища, выглядит неаккуратно, см. след. рис. справа.
Во-вторых, за установку люверсов в мастерской нужно платить. Правда, в продаже есть наборы заготовок люверсов с матрицей и пуансоном для развальцовки, они обойдутся дешевле. Технология похожа на установку джинсовых пуговиц, но требует большей силы и точности, т.к. люверсы с широким отверстием и узким ободком. Если в семье нет никого, кто хорошо умеет обращаться с металлом и слесарным инструментом, то самостоятельно люверсы лучше не ставить. Поэтому самодельные шторы подвешивают преимущественно на петлях, к которым мы и обратимся подробнее. А на всякий случай на рис. ниже – схемы подшивки штор под люверсы и кулису с гребешком.
Петли
Схемы подшивки прямых (открытых) и обратных (скрытых) петель приведены на рис.:
В схеме обратных петель светлая полоса – тесьма из плотной жесткой ткани. Обратные петли имитируют кулису и гребешок, они прочнее, но шить их сложнее. Начинающим мастерицам лучше укрепить прямые петли, эстетически введя их заодно в полотнище, т.е. чтобы петли смотрелись на нем «как родные». Простейший, но при наличии художественного вкуса достаточно эффектный способ – обвязка корней петель, поз. 1 на след. рис.
При наличии достаточного умения полную, и даже выдающуюся, эстетику дают накладные петли из гардинной ткани, поз. 2. А при отсутствии умения, но наличии некоторого избытка денежных средств – накладные металлические или пластиковые с пружинами петли, поз. 3, потомки уродливых совковых «крокодилов». Теперешние выпускаются разнообразного дизайна и не рвут ткань. В помещениях служебных или оригинального/нетрадиционного дизайна хорошо смотрятся и очень прочны петли на пуговицах, поз. 4, и застежках для одежных лямок, поз. 5. Последние – разъемные.
Следующий способ – прикрыть корни петель, что даст и дополнительную прошивку. Первое, что приходит на ум – банты. Но, во-первых, банты очень уж хорошо собирают пыль и цепляются за что угодно. Во-вторых, много бантов сразу вместе – свидетельство не то чтобы дурного, но не вполне развитого вкуса, см. рис. слева.
Поэтому банты лучше заменить лаконичными и не менее элегантными, но куда менее цепкими галстучными узлами, поз. 6 и 7. А поскольку галстуки-бабочки у нас не очень в ходу, на рис. справа – схема вязки галстука-бабочки. Начальная разбежка концов ленты – на пядь.
Меньше всего подходят шторам сквозные петли, поз. 8. Без люверсов или прошивки полотнище скоро порвется, т.е. в сквозных петлях сочетаются все сложности и тех, и других. Сквозные петли ради дизайна применяют изредка для полотнищ не раздвижных, а опускных в шторах без карниза. В таком случае петли глухо крепят к потолку, поз. 9.
Полотнища
Общая схема устройства полотнища европейской шторы показана на рис. справа. Кружками отмечены места, где в английских, лондонских и австрийских шторах пришиваются кольца для шнура, а во французских самый шнур. Сборящую тесьму на легких полотнищах делают из основной (той же, что и на полотнище) ткани, а на плотных – двойной, из миткалевой ленты и накладки из основной или, если так задумано, контрастной по расцветке ткани. Схемы разметки полотнищ французской и английской штор показаны на рис. ниже.
О размерах полотнищ
Габаритные, т.е. в подвешенном виде, размеры штор снимают по окнам. Если занавес в его проеме, габаритную ширину и высоту полотнища берут на 2-3 см меньше, чтобы не трепались и пачкались края. Для штор перед окном габаритную ширину берут на 20-30 см больше, а высоту смотря по тому, ляжет полотнище на пол или не достанет до него.
Сложнее с расчетом ширины и, для французских штор, также длины отреза. Какие под какую отделку (см. далее) и подвороты давать припуски, знает любая швея, ими указано на выкройках. Но как учесть складки, чтобы изделие смотрелось, как задумано? Для воздушных тканей уширение отреза лондонских штор берут приблизительно 1,25. Для французских из воздушных тканей уширение 2,5 и удлинение 2, т.к. в очень высокие складки они все равно не сложатся; для них же из плотных тканей – соответственно 3 и 2,5. Однако это без учета свойств конкретных тканей.
Но лучше всего еще в магазине определить размеры отреза на опыте, только покупать придется вдвоем или у знакомого продавца, готового помочь. Нужно на аршин (линейку для отмеривания ткани) набросить ее около 0,5 м, чтобы не соскальзывала. Прихватывать и прижимать нельзя! Затем приподнять ровно (вдвоем), чтобы, нижний край отгиба-«хвоста» был не менее чем в 0,75 м над столом, и аккуратно (приблизительно симметрично обеим) свести перегиб, следя за складками не выше чем в 0,25 м под «хвостом». Получилось примерно так, как хочется? Смотрим, сколько на аршине между пальцами вашими и ассистента; удлинение берем как обратную величину.
Допустим, когда складки вышли как надо, пальцы ваши встали на 26 см, а помощницы на 73, т.е. сдвинулись на 27 см. Стало быть, от метра осталось 100-26-27 = 47 см или 0,47 м. 1/0,47 = 2,12, это и будет нужный коэффициент уширения для данной конкретной ткани.
Подхваты
Гардины 2-слойных штор вводят в боковые, или стенные, или косые подхваты, поз. 1 на рис. Портьеры, ради эстетики, в подхваты-канзаши, поз. 2. Если полотнище тройное, применяют те и другие, поз. 3. Особенно солидный облик придают шторам, но требуют высококачественной гардинной ткани, подхваты-пряжки, поз. 4.
Нечто любопытное
Между прочим, канзаши значит кандалы. Территория французской Луизианы Канзас (теперешний штат Арканзас) получила свое название оттого, что туда ссылали самых отъявленных каторжников. А потом Наполеон I (так денег на войну хотелось!) продал Луизиану янки за… 15 миллионов франков! А это весь теперешний Средний Запад США, от канадской границы до Мексиканского залива. Что там какая-то Аляска… Выходит, прославленный император хотя бы однажды оказался глупее распоследнего из русских царей.
Боковые подхваты штор бывают мягкими, гибкими и жесткими. Эластичные теперь встречаются редко: они делались из китового уса, которого в продаже давным-давно нет, а пригодный на замену ему пластик – неблагородный материал.
Мягкие подхваты шьют из гардинной ткани гладкими, поз. 1 на рис., или гофре, поз. 3. Часто отделывают кистями, бантами, поз. 3, сутажем с подвесками, поз. 2 в общем стиле со шторами; подробнее об отделке штор см. далее.
Примечание: «сутажом» – неправильно, и это еще не самый «крутой» ляп в модулях проверки грамматики MS Word.
Гибкие подхваты делают цепными, поз. 4 или в виде бус из искусственного жемчуга, поз. 5, бижутерии, стразов, поз. 6. Жесткие чаще всего литые или кованые из цветных металлов, поз. 7, но дома можно обойтись и проще, если есть старая столовая утварь. Ложек из мельхиора или нейзильбера жалко, они почти не ломаются и весьма ценны. А вот из вилок с отломанными зубцами получаются отличные жесткие подхваты, см. рис., и к стене их крепить легче.
Есть еще способ получить высокий респект штор бесплатно: подхваты-пряжки из компьютерных дисков. Кроме того, понадобятся (на шпильку) плетельные или паклюжные коклюшки или выструганные самостоятельно деревянные палочки. Технология проста, а декор – на ваш вкус, поз. 8-10.
Наконец, любители делают и самые разные оригинальные подхваты: вязаные, плетеные (поз. 11 и 12), из мягких игрушек на проволочном каркасе, поз. 13, и др. Напр., в кухню – из чашек, поз 14. Только изымать из обихода дорогие фаянсовые или фарфоровые, да еще и платить в стекольной мастерской за то, что их продырявят, не нужно. В продаже полно дешевой пластиковой посуды, внешне неотличимой от фаянсовой. Но небьющейся, а ее донышко легко вырезается перьевым сверлом по дереву.
Примечание: как сшить подхваты для штор простые из подручных материалов и посолиднее из шторной ленты, см. видео ниже:
Видео: подхваты для штор – мастер-класс
Видео: подхваты для штор на шторной ленте
О рулонных шторах
Рулонные шторы древне-китайского типа широко применяются на дачах или как временные вследствие своей простоты и дешевизны: пара палок, 2 кронштейна, 2 ленты, а полотнище из чего угодно, от парчи до склеенных газет. В жилых помещениях не намного дороже обойдутся их потомки – рольшторы, см. рис. Механизм (продается в комплекте с нижней рейкой-пригрузом) прост и технологичен и потому недорог, а полотнище опять же любое, лишь бы не рвалось при скручивании.
Ламбрекены
Древнейший лабрекен-бандо тоже развивался художественно и применяется там, где требуется солидность, лаконизм, монументальность, поз. 1-3 на рис., или, наоборот, в примитивистском дизайне, поз. 4. В первых 3-х случаях основа бандо – П-образная штанга (поз. 1) или коробчатый карниз, поз. 2 и 3. Последний может отделываться и без обшивки тканью, поз. 3.
Сложные ламбрекены невероятно разнообразны, поэтому мы задержимся на самых простых и распространенных их элементах. Симметричные, или прямые сваги сами по себе могут составить хороший ламбрекен, см. рис. Справа там дана половина выкройки; другая зеркально-симметрична. Ориентация выкройки – прямая, т.е. сгибом по основе ткани (вдоль отреза). Цифрами в кружках обозначены задаваемые параметры: (1) – 0,5 длины наименьшего сегмента; (2) – плечо свага, равное половине его полной длины; (3) – глубина свага; (4) – длина измеренной длины нижнего провиса; обычное значение (4) = 2,96(2), т.е. для свага полной длины 1 м (4) = 1,48 м. По (4) определяется требуемая длина отреза.
Симметричный сваг
Пошаговая инструкция построения выкройки прямого свага заданных размеров такова:
- по направлению утка ткани откладываем АА1 = (1);
- от А1 откладываем А1А2 = 15 см, что составит припуск на обработку;
- по сгибу откладываем АБ = 2х(3);
- также по основе откладываем БВ = 0,5(3);
- из точки Б по утку восстанавливаем перпендикуляр БГ = 0,5(4);
- замыкаем основу линией А2Г;
- соединяем точки В и Г плавной кривой (в идеале – полудуга параболы).
Примечание: как найти параметры параболы по высоте ее сегмента БВ, можно отыскать на математических сайтах, но ни к чему. Проще дать снизу 5-7 см лишку материала, прикрепить вырезанный кусок булавками к карнизу или доске, обрезать ножницами по нижней складке и прошить или оверловать срез.
Косой сваг
Несимметричные (косые) сваги также могут составлять весь ламбрекен симметричный (в четном количестве) и асимметричный (в любом количестве). Построение выкройки косого свага отличается прежде всего диагональным кроем, т.е. вертикальная ось детали ориентируется под 45 градусов к основе и утку, см. рис. (1) – левое плечо; (2) – длина срединного сегмента; (3) – правое плечо; (4) – измеренная длина нижнего провиса, равная 1,48[(1)+(2)+(3)]; (5) – глубина свага. На 1 длины готового свага обычно берут (1) = 35 см, (2) = 15 см, (3) = 50 см, тогда (4) = 148 см.
Алгоритм построения сводится к 2-м для прямых свагов с разными плечами и одинаковой высоты по сгибу:
- строим квадрат со стороной, равной ширине отреза;
- строим его диагональ, это будет сгиб свага;
- находим величину А1А+АБ+ББ1 = L = 5 см + (2) + 5 см, где 5 см – припуск на обработку;
- на линейке от середины откладываем и отмечаем карандашом по 0,5L;
- прикладываем линейку у угольнику так, чтобы середина линейки пришлась на прямой угол угольника;
- передвигаем угольник с линейкой по диагонали, пока отметки не придутся на стороны квадрата, и отмечаем линию А1АББ1;
- из А1 под 15 градусов к утку строим левое плечо свага А1Г = 5х(1);
- из Б1 под 15 градусов к основе строим правое плечо свага Б1В = 5х(3);
- на диагонали откладываем ДД1 = (5);
- плавной кривой соединяем точки Г, Д1 и В.
Перекиды
Перекиды в сущности сваги с вырезанным наименьшим (верхним) сегментом и кроятся похожими способами, см. рис. У прямого АД = (5) – 8 см, учтен припуск на обработку; (5) – глубина верхнего провиса. Измеренная длина верхнего провиса (6) = 32 см/1 м длины перекида. У несимметричного глубина перекида (5), а (6) – глубина верхнего провиса; ДД2 = (6) – 8 см.
Однако из-за выреза вверху напряжения в ткани перекида распределяются по-иному, чем в свагах, и скроить перекид так, чтобы не потребовалась подрезки, не зная точно свойств ткани, невозможно. Описывать же построение выкроек с учетом свойств ткани долго и потребует от читателя ряда профессиональных знаний. Поэтому на рис. справа мы просто даем выкройки косых атласных перекидов разной глубины. Привести их к заданному размеру можно, меняя шаг координатной сетки. Учтите, крой диагональный!
Жабо и кокилье
Выкройки жабо и кокилье просты, см. рис. слева. Единственное условие – L, длина отреза, должна быть не менее 3l, где l – длина готового изделия. Крой может быть прямым, ортогональным (ось детали по утку) или диагональным; внешний вид складок от этого меняется. Попробуйте на обрезке и выберите, какой вам лучше подойдет.
Колокольчики
Построение выкроек простого и двойного колокольчиков показано на рис. ниже. Для простого ОД = 3l2+2,5 см, КЕ = 3l1+1 см, ОА = 0,5l1, ОБ = H, БК = 0,0375H, А-1 = 1-Г = 0,5l2, Б-1 = 1-В = 0,5l1. Точку Д находим как пересечение продолжения линии ЕГ и прямой ДОД. Отрезки Б-1-Е, А-2 и 2-Д – дуги окружностей. По линии 1-1 пройдет складка колокола. По линии АБ добавляем 1 см материала на сшивку.
Примечание: припуски для ОД и КЕ даны для l1 в пределах 7-10 см и l2 в пределах 15-20 см. Для других размеров нужно считать ОД = 3,14l2 и КЕ = 3,14l1.
Алгоритм построения выкройки двойного колокола следующий:
- откладываем ОА = h1 и ОБ = h2;
- строим перпендикуляр БК = 0,5l1;
- строим вспомогательный перпендикуляр АГ;
- откладываем на нем отрезки А-1 = 1-2 = (0,5l2–1 см) и 2-3 = 3-Г = 0,5l2;
- строим вспомогательный перпендикуляр БВ и откладываем на нем Б-1 = 1-2 = 2-3 = 3-В = 0,5l1;
- через точки Е, В и Г (при точной разметке лягут на 1 прямую) строим линию до пересечения со вспомогательным перпендикуляром (1) в т. Д;
- точки Б и Е соединяем дугой окружности;
- точки 4, 5 и 6 строим по проекции внешнего вида колокола в масштабе и соединяем плавной волной (точно – синусоидой).
Примечание: можно не мучиться с начертательной геометрией. Обрезки ткани сворачивают кульком, обрезают ножницами, как нравится, и обметывают края. Атласную ленту для полосы точно так же подрезают по месту и пришивают к сшитому колоколу.
А к чему и как это все крепить?
К полосе грубой техткани, надетой кулиской на дополнительную штангу карниза. Как? Пришивать по месту наверху. Сложный ламбрекен, детали которого прибиты на полу к доске мебельным степлером, будучи поднятым наверх, способен вызвать у хозяйки неудержимую икоту. Элементы ламбрекена пришивают на одном уровне и места подшивки прикрывают бандо, накладным кантом или доской карниза.
Украшения и отделка
Полотнища штор отделывают преимущественно бахромой и рюшами. Иногда украшают вышивкой, аппликациями или разрисовывают набивкой по трафарету. Но сведущие обойщики идут на это редко, т.к. местные изменения жесткости ткани портят складки, в которых и есть главная красота штор. Исключение для гардин – обшивка по краю сутажем, тесьмой, плетеной из шелковых шнуров. Гардины солидных дорогих штор сутажем отделывают очень часто; как правило, сутаж берут с кистями (поз. 5 на рис.) или другими подвесками.
Чаще всего дополнительно украшают подхваты: бантами простыми (из цельной ленты, поз. 1), сложными в виде цветов и др. фигур, поз. 2, кистями, поз. 3. Подхваты из умело подобранной бижутерии сами по себе украшение, поз. 4. Из бижутерии нередко набирают полотнища занавесей (поз. 6) и кокилье ламбрекенов.
Из лабрекенов под дополнительный декор годятся бандо; сложный ламбрекен большей «красивости» не требует. В таком случае используют накладной, подвесной декор и, возможно, вспомогательные элементы сложных ламбрекенов: кокилье, поз. 7, косые сваги и перекиды. Не возбраняется отделка сутажем, поз. 8.
Центральные и прямые элементы, способные быть ламбрекенами самостоятельно (см. рис. справа), не ставят, т.к. по законам эстетики это вызовет «спор за доминирование», а зрителю, не искушенному во всех этих тонкостях, ламбрекен просто не понравится. По той же причине в середину лабрекена не вводят банты: они в декоре всегда играют вторую скрипку. Бантами в ламбрекенах допустимо прикрывать переходы свагов и перекидов в жабо и кокилье, поз. 9. Наконец, ровный ламбрекен-бандо вполне может быть и расписным, поз. 10.
Это еще не все…
Изложенное выше в основном рассчитано на швею-домохозяйку среднего уровня. Переходы, о которых упомянуто выше, уже сложнее и требуют отдельного описания наряду с изготовлением кистей, бантов и т.п. Но и это еще не все в шторах.
Как вам, к примеру, люмьер? Слева на верхнем рис. Или двойной сваг с колоколом, справа там же? Схемы выкроек приведены, чтобы показать сложность работы. А есть еще, см. рис. справа, стрельчатые сваги, веерные ламбрекены, буфы и многое другое.
Примечание: говорят (в официальных источниках подтверждения не отыскивается) что шторы-люмьеры придумали те самые братья Люмьер для своего синематографа. Первые сеансы кино вводили зрителей в такой экстаз, что, если гардина случайно вываливалась из подхвата и прикрывала экран, разъяренная публика разносила зал.
Возможно, вы захотите попробовать себя в море шторного эксклюзива. Для этого в рунете найдутся источники, дающие информацию по шитью штор бесплатно. А мы будем рады, если сведения из этой статьи помогут вам разобраться в них со знанием дела и сшить-таки роскошные шторы себе по вкусу.
***
© 2012-2024 Вопрос-Ремонт.ру
Нажимая кнопку «Добавить комментарий», я соглашаюсь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности сайта.