Традиция делать осенние поделки своими руками уходит корнями в незапамятную древность. Когда-то человек сделал величайшее открытие: еду можно выращивать. Выживание теперь было почти гарантировано, и появилось время для раздумий о вещах более высокого порядка. Осень из преддверия зимней стужи и голода стала предвестником долгого отдыха и праздников после нелегких полевых работ. А в лесу еще тепло, есть грибы, ягоды. Дичь нагуляла за лето жирку, ее чутье, слух и зоркость притупились – охотиться хорошо. В реках и озерах осенний клев, так что и мясо с рыбой на зиму будут. В общем, зимой стало сытно, но скучновато, вот и захотелось сохранить подольше очей очарованье…
Из чего только не изготавливаются до сих пор самодельные памятки о радостно-грустной прекрасной поре тихого увядания природы: от простых осенних букетов, материал для которых нужно просто собрать и поставить в вазу, до сложных фигур и композиций, требующих незаурядного воображения и тонкой работы, см. рис. Объединяет их все одно: умение разглядеть скрытую суть вещи и продлить насколько возможно ее естественный жизненный цикл.
Кое-кто утверждает, что осенние композиции из свежих цветов, овощей и фруктов сродни буддийско-тибетской мандале. Но монахи ее, скрываясь от всех, год тщательнейше выводят цветным песком, чтобы потом враз самим же и смести, в ознаменование тщетности всего сущего. А композиции на тему золотой осени хоть и недолговечны, но вянут естественным порядком и до того успевают порадовать многих. Однако не будем философствовать о том и другом мировоззрении. Мы посмотрим, как сотворить осенние поделки подолговечнее, способные напоминать о печальной красе увядания природы хотя бы до весны. Но и о золотой осени тоже не забудем…
Кой-какие новшества
Значительную часть плодов осеннего творчества составляют фигурки людей и животных. Им нужны глаза. Традиционно очень выразительные, но, увы, недолговечные глазки получаются из плодов снежноягодника – обычного в средних широтах кустарника, см. рис. Для четких зрачков в них можно воткнуть мелкие округлые черные семена, напр. мышиного горошка.
Глаза, способные прожить с фигуркой всю ее жизнь, можно сделать из наклеенных кусочков белого и цветного фетра, как и все другие дополнительные элементы, см. рис. слева. Его полноценный заменитель, причем более доступный и удобный в работе – геоткань (геопленка). Та самая, которой обтягивают парники и теплицы. Раскрасить ее можно фломастерами.
Клеят детали поделок обычно ПВА, Моментом и т.п., но в последнее время все более употребляется акриловый клей. Не токсичный мгновенный цианоакрилатный, а на водной основе. Он безопасен, легко счищается с тела. С волос – смоченным водой гребнем. То же самое касается акриловых лаков и красок.
Очень любят выражать формирующуюся личность в осеннем творчестве дети. Детские поделки крайне желательно, даже необходимо, создавать без применения колющих и режущих предметов. Здесь также традиционный способ соединения – спички. Но они тупые, слишком мягкие и кожуру желудей, каштанов, фасолин и т.п. прокалывают с трудом и неаккуратно. Сейчас вместо спичек лучше использовать зубочистки: они из дерева потверже, а их кончики заострены достаточно, чтобы проткнуть оболочку семени, но не настолько, чтобы травмировать детские пальчики.
Мордочки, лапки и др. мелких зверюшек чаще всего лепят из пластилина. Если речь идет о долговечных изделиях, его лучше заменить полимерной глиной (пластикой, холодным фарфором). Пластику можно сделать дома также самостоятельно. Сырье недорого и доступно, однако сам процесс приготовления довольно трудоемок. Но 300-350 г пластики, получаемой за раз, хватит на целую коолекцию безделушек. Пластика легко принимает покраску и лакировку акрилом, обрабатывается ножом и шилом. Ну, а о прочих осенне-поделочных хитростях мы вспомним по ходу дела, применительно к конкретному материалу.
Шишки
Самую прочную основу для осенних поделок дают пустые шишки хвойных деревьев. Добротно изготовленные поделки из шишек сохраняют вид годами и могут служить постоянным украшением интерьера. Материал это твердый, работа с ним требует мелкого стального инструмента. Поэтому заниматься шишкотворчеством следует взрослым и достаточно подросшим детям.
Неизвестные шишечки
Шишки бывают не только на соснах, елях и кедрах. К шишконосным растениям относятся и такие, которые и не все ботаники называют хвойными. Напр., виды и садовые форму туи. В культурных насаждениях они распространены вплоть до Санкт-Петербурга. Шишки туй мелкие, но разнообразные, см. рис. Из них можно делать различные дополняющие элементы в общем духе шишечных композиций.
Шишки можжевельника и на шишки не похожи, скорее на ягоды, справа на рис. из них получаются хорошие и долговечные зрачки глаз и носы зверюшек. Искать редкий теперь и охраняемый законом можжевельник не надо: его шишки лекарственное средство и продаются сухими в аптеках.
Примечание: иногда в комнатах выращивают араукарию. Это тоже шишконосное растение с мелкими очень оригинальными шишечками.
Одна шишка
Мини-поделки выходят уже из 1-й шишки, хватало бы воображения и зоркости. Кстати, в поз. 1 рис. на спине у ежика – те самые шишечки араукарии, о которых шла речь. Но – обратно к фантазии. Шишку чаще всего рассматривают со стороны растопыренных чешуй. А если просто взглянуть с донца, «на попку?» Видите, что там может оказаться, поз. 4? Баба Яга с ходячим мухомором вместо лешего или Кащея, поз. 5 – это вполне в духе дремучего леса из русских сказок, но крокодилы-то шишек не едят и в сосняках с ельниками не водятся, как и пингвины, поз. 6 и 7.
Примечание: в поделки из шишек органически вписываются желуди, о которых мы еще вспомним.
Шишечные техники
Шишки прочно склеиваются любым клеем по дереву, поэтому простейший способ собрать из них поделку – оклеивание шишками подходящей основы. Так делаются столь популярные сейчас ежи из шишек и пластиковой бутылки, слева на рис. Но шишки могут сцепляться и сами по себе, если их воткнуть друг в друга чешуйками, в центре. Для прочности в соединения подпускают по несколько капель клея.
В той же технике взаимной сцепки делают и корзинки из шишек. Но здесь для большей прочности желательно подкрепить изделие гибким электропроводом в изоляции, справа на рис. Особенно, если корзинка будет не просто украшением, но и предметом обихода – вазочкой для конфет и т.п.
Иногда из шишек собирают кроны осенних сухих деревцев – топиариев. Для этого придется воспользоваться шилом или микродрелью с тонким, 0,7-1,2 мм, сверлом. В стержне шишки с тыла (там, где был хвостик) сверлят или накалывают глухое отверстие глубиной ок. 1 см. Затем капают в него клея и тут же заталкивают зубочисткой суровую или капроновую нитку. Зубочистку обламывают, оставляя в дырочке затычку. Как вариант, но куда менее удобный – прямо в клей вводят тонкую проволочку с загнутым концом. Хвостами шнура или проволоки шишки крепят к стволику, начиная снизу. Хвосты верхних, которые подвязывать уже трудно, проводят сквозь крону вязальным крючком и вяжут внизу.
Цветы из шишек
Шишечные цветы тоже очень популярная поделка. Тут в ходу 2 способа: или верхушку шишки откусывают кусачками, а чешуи надламывают, слева на рис., или венчиком цветка будет донце шишки, справа. Красят в том и другом случае акриловой краской.
Кстати о ежах
Среди осенних поделок ежики занимают особое место. Иголки им делают из подсолнечных или акациевых семян, соломки, пряжи и т.п., см. рис. Даже из кедровых орешков, при теперешних-то ценах! Работа это кропотливая, однако вполне правдоподобный еж выходит из целой корзинки подсолнуха с выскобленной рыхлой сердцевиной и обрезанными краями, справа на рис. Чтобы семечки не выпадали, его спинку прокапывают из медицинского шприца ПВА или прозрачным акриловым лаком, разведенными водой вдвое-втрое. Основу в любом случае лучше слепить из пластики.
Есть еще способ сделать осеннего ежика из 1-й шишки, и не только ежика. Это тоже довольно кропотливая работа, хотя и не настолько, как в пред. случае: хвоинки втыкают между чешуйками. Чтобы не вываливались по мере усыхания, подкапывают клея. Втыкать можно также веточки, листики и др., смотря по замыслу, см. след. рис.
Каштаны
Плоды конского каштана не столь долговечны, как шишки: к весне сердцевина усыхает, корочка тускнеет и становится хрупкой. Но свежие каштаны очень нарядны, а красивые поделки из каштанов можно сотворить тут же, прямо на улице, гуляя с детьми. Напр., достаточно добавить каштанам еще в плюске глазки, и получатся забавные рожицы, слева на рис. Из вылущенных также прямо на месте собираются на спичках, зубочистках или веточках фигурки вроде снеговика, справа на рис; рот, нос, глаза можно проколоть и процарапать перочинным ножом. Правда, снега каштанового цвета не бывает и в районах техногенных катастроф, так что такие фигурки дети называют (по крайней мере, называли когда-то) «чучело-мяучило жареное».
След от плюски на семени каштана широкий и похож на обезьянью мордочку, поэтому как ежик из шишек, так из каштана самая распространенная поделка – фигурка обезьяны. Что касается прочих фигурок, то тут дело только за фантазией; некоторые образцы см. на след. рис.
Здесь, как сказано выше, лучше воспользоваться вместо спичек зубочистками. Во-первых, не придется много раз накалывать каштаны. Во-вторых, из каштанов на зубочистках можно собирать сложные объемные композиции, вроде моделей молекул химических веществ, поз. 1 на рис. справа. Объемные вещицы из каштанов со сплошной на взгляд поверхностью (кроны топиариев, вазочки, корзинки) собирают уже на пропиленовой нити или капроновом шнуре с помощью швейной иглы. Довольно широкие просветы между каштанами нужно чем-то прикрыть, более всего для этого подходят желуди и фасоль, поз. 2.
В сложных композициях на осеннюю тему, создаваемых дома, из каштанов часто делают грибы, прорезая кожуру по экватору и подрезая сердцевину, так получается нечто похожее на подберезовик, белый или польский гриб. Для имитации маслят и моховиков на ножку лучше пустить желудь, скрепленный со шляпкой обломком зубочистки. Испод шляпки подкрашивают акриловой краской, см. рис. слева. А чтобы получить подосиновик или мухомор, красят уже шляпку.
Листья
Осенние поделки из листьев самые распространенные. Сразу же на прогулке из листьев можно сплести венок на голову – какая из девчонок в детстве не чувствовала себя в нем принцессой? Делается венок из палых листьев так же, как венок из полевых цветов, см. видео ниже. Нужно только брать листья с длинными черешками – кленовые – а в южных регионах подойдут платановые.
Видео: венок из листьев – пример изготовления
Палый лист считается очень недолговечным материалом: к работе он пригоден всего несколько часов, потом пересыхает и становится хрупким или подгнивает. Поделки из осенних листьев без дополнительной подготовки и обработки держатся в помещении с умеренной влажностью 2-4 недели. Но что это за подготовка с обработкой?
Чтобы поделкам из осенних листьев хватило продержаться до весны, а то и несколько лет, понадобятся:
- Клей ПВА или водно-полимерная эмульсия. Она продается в упаковках от 5 л для строительства и работ по дереву, но это тот же ПВА, сильно разбавленный.
- Акриловый лак на водной основе.
- Дистиллированная вода в количестве, достаточном для разбавления лака и ПВА (если нет эмульсии) в 3-5 раз. Дистиллированную воду можно купить в любой аптеке с рецептурным отделом.
Суть способа именно в дистиллированной воде. Для пропитки древесины ПВА можно разбавлять обычной водопроводной водой хорошего качества, но, чтобы сделать палые листья пригодными для более тонкой работы и закрепить все изделие, в воде не должно быть растворенных солей. Пошаговая инструкция повышения поделочных качеств палого листа и укрепления осенних поделок из листьев несложна:
- Разбавляем лак и, опционально, ПВА, в 3-5 раз. Получаем таким образом бактерицидную водоотталкивающую пропитку-пластификатор и лак-закрепитель. Пропорция некритична, растворы в плотно закрытой посуде хранятся долгое время;
- Листья, еще не ломкие, очищаем от грязи мягкой зубной щеткой и прополаскиваем в водопроводной воде;
- Затем промакиваем их бумажным полотенцем или салфеткой и подсушиваем не на прямом свету и не возле отопительных приборов;
- Когда на листьях не останется видимых капель и пленки влаги, мягкой кисточкой с 2-х сторон обрабатываем водно-полимерной эмульсией или разбавленным ПВА;
- По высыхании пропитки (1-3 часа) пускаем листья в работу. Клеить их можно только ПВА или акриловым клеем!
- Готовое изделие несколько раз, пока он не перестанет впитываться, покрываем лаком-закрепителем;
- По высыхании закрепителя поделку можно вскрыть для прочности и глянца неразбавленным акриловым лаком.
Лучше всего подобным способом закрепляются аппликации из листьев на бумаге. На стене они могут висеть в первозданном виде несколько, до 10 и более, лет. Если осенние картинки из листьев создаются таким методом для детского сада или школы, то возможно создание большой галереи на несколько поколений детворы, а то и музея.
Немного еще об аппликациях
Детские работы из палых листьев иногда участвуют и берут призовые места на серьезных осенних вернисажах с авторитетными жюри; родителям маленьких авторов тогда, возможно, предложат принять их отпрыска в школу для особо одаренных. По каким критериям искушенные искусствоведы и художники определяют достойные внимания работы?
Самое главное – лаконичная выразительность, она всегда ценилась и ценится в искусстве. Второе условие – минимум дополнительных материалов, раскраски и подрезки, как на рис. Художником нельзя стать, не чувствуя натуру, а чувство ее в значительной степени сводится к умению увидеть скрытые выразительные возможности заготовок. Третье – некоторая пышность и тонкая деталировка не возбраняются, но без излишеств и только там, где они необходимы и уместны. И, наконец, особо ценятся тематические композиции, где один и тот же набор материалов играет всеми гранями, как на след. рис.
Чашки-вазочки
Эта же методика находит применение в создании объемных предметов из листьев. Основа – воздушный шарик. Надувные шары бывают разной формы, поэтому возможно изготовление по ним из листьев осенних чашек, ваз, кувшинов. Надутый шарик смазывают вазелином и оклеивают обработанными пластификатором листьями в несколько слоев. По высыхании заготовки шарик сдувают, а изделие закрепляют и, по желанию, лакируют.
Деревья и букеты
С фитопластикой (это искусство создания объемных произведений декоративного искусства из листьев) тесно связаны осенние топиарии и букеты. Самая простая, но достаточно надежная и естественного вида, основа-стволик искусственного осеннего деревца – смятый и скрученный в жгут пакет из крафт-бумаги. Ветви и сучья получаются надрывами верха, также скрученными в жгуты. Затем ствол обрабатывают все тем же разбавленным ПВА, а дальше – дело вашей фантазии, см. рис. справа.
Создание осенних букетов – особое искусство, также исходящее из фитопластики. Кроме школьных к 1 сентября, они собираются из цветов для срезки по сезону. Об осенних букетах – украшениях здесь можно сказать следующее. Во-первых, букет такой, как слева на след. рис., можно сделать гораздо более долговечным, оставив почти таким же по виду, засушив его в песке. Песок нужен строительный самый мелкий и желтый, из сравнительно мягкого полевого шпата с окатанными зернами, но без большой примеси солей железа, т.е. не белый кварцевый и не красноватый или рыжеватый. Еще нужна посудина из тонкого пластика, в которой букет поместится, не касаясь стенок и дна. Далее действуем следующим образом:
- Песка берем столько, чтобы выбранный сосуд заполнялся им целиком;
- Песок хорошенько прокаливаем на противне в духовке, и остужаем до температуры на 3-5 градусов выше комнатной. Контроль ее – погружаемым в песок термометром;
- В посуду на перекрещенных палочках подвешиваем букет вверх ногами так, чтобы он не касался стенок и дна;
- Аккуратно, плавно обводя струйкой по краю, засыпаем букет песком до верха посуды;
- Сушим не на прямом свету и без дополнительного подогрева в теплом сухом помещении 2-3 недели;
- Ставим емкость с букетом на край большей посудины;
- Прорезаем острым ножом в днище сушильной емкости отверстие и понемногу выпускаем песок;
- Не переворачивая букета, сдуваем с него остатки песка спринцовкой или бытовым феном на самой малой мощности без подогрева.
Букет, который справа на рис. – очень популярная сейчас композиция с розами из листьев. Листья для нее нужны свежепалые кленовые. Обрабатывать их сразу, как описано выше, не надо, пропитывается и фиксируется готовое изделие. А как превратить листья в розочки, см. ниже мастер-класс в картинках.
Урожай в закромах…
Композиции на тему «Золотая осень» тоже отдельное искусство, синтез фитопластики и осенних букетов, со своими выставками и конкурсами. Приурочиваются они, как правило, к празднику урожая, поэтому непременные элементы композиций золотой осени – в большом количестве спелые плоды полей, садов и огородов, см. рис.
Здесь, во-первых, нужна пышность, символизирующая изобилие. Во-вторых, допустимы и желательны легкие, завуалированные, эротические намеки в виде стручков перца и т.п. А что такого, ведь осень – пора свадеб? В старину это имело вполне определенный смысл. Молодоженам тянуть с зачатием потомства не принято было. Жена рожала к весне, когда мать уже могла получать свежие продукты и витамины. А малыш к своей первой зиме оказывался окрепшим настолько, что мог ее пережить, буде год выдался неурожайный.
Потомки палого листа
Еще фитопластика породила осенние оригами. Цель этого течения – создать осеннее настроение, что достигается основой из сухих веток, а листья складываются из бумаги, пример см. на поз. III рис. Искусство складывания из бумаги и есть оригами.
Существует, чтоб вы знали, 2 направления оригами: оригами-до, или высокое оригами, и модульное оригами. В оригами-до допускается использование только 1-го цельного квадратного листа бумаги; возможно, цветной, без надрезов, клея и применения инструментов. Объекты модульного оригами склеиваются из частей и могут раскрашиваться. Заготовки допускается подрезать.
Какой из видов оригами вам придется более по душе – дело ваше. Как складываются по оригами-до кленовый лист, дано на поз. I; ивовый – на поз. IV. А как делается и как выглядит кленовый лист модульного оригами, показано на поз. V и III соотв.
Желуди
Подходя к завершению нашего обзора осенних поделок, нельзя не задержаться на желудях. Для детей игрушки из желудей это особый мир, ведь они видят мелкие предметы крупнее, более выпуклыми и яркими, чем взрослые.
В пределах РФ растет несколько видов дубов, и еще несколько интродуцированы из Азии и западного полушария. Желуди у всех них разные, поз. 1 на рис. Акриловым клеем гладкие желуди клеятся в сложные предметы; один из примеров есть на рис. в начале. Но традиционно объекты желудевого вдохновения – миникомпозиции.
Если исконная шишечная фигурка еж, а каштановая – обезьянка, то желудям так же присуще проявление себя в микропосуде. Желудевый сервизик можно собрать и на месте, поз. 2. Ручки – полоски луба или тонкой коры. Отверстия для них накалываются острием перочинного ножа. Такой же сервиз, но с использованием пластики и клея, возможен домашний, поз. 3. Эффектны и миникомпозиции из желудей на любую другую тематику, поз. 4, дело только за воображением. Напр., оригинальные рамки набираются из желудевых шляпок – плюсок, поз. 5. Много их нужно? В желудей на земле мало? Сколько угодно, можно нанизать на шнур и сделать на клею отличный венок на дверь, поз. 6. А только из 1-го желудя и множества шляпок тем же нанизыванием – змею, см. рис. справа.
Здесь на рис. «для вдохновения» даем деталировку желудевого барбоса и образцы фигурок подобного типа. Но человечек справа из разряда «чучело-мяучило жареное» может быт и с подвижными ручками-ножками. Для этого их желуди прокалывают шилом и собирают конечности не на зубочистках, а на медном обмоточном эмалированном проводе диаметром 0,6-0,8 мм или кусочках жилок компьютерного кабеля витая пара («витуха»). Токопроводящие жилы этих проводов делаются из бескислородной меди, выдерживающей довольно большое количество изгибов. Жилы электропроводов тоньше, 0,15-0,4 мм, и они из обычной электротехнической меди, более хрупкой.
Изоляция проводов «витухи» яркая разноцветная, поэтому они хорошо подходят для изготовления желудевых игрушек в сочетании с другими естественными материалами. Небольшое обучающее руководство по этой части с примерами фигурок см. на рис. Из подсолнечных, тыквенных и дынных семечек делаются клювики, а из кукурузного зернышка – хохолок птички слева вверху.
Примечание: из желудей, пронзенных проволокой и окрашенных акриловой краской, делают поделки – виноградные грозди, ветви оливы и т.п., см. рис. справа.
Осень по-взрослому
Осень – также самое благоприятное время для людей, занимающихся декоративным искусством из природных материалов вполне серьезно и даже профессионально. В реках ранней осенью межень, время наинизшего уровня воды. По берегам здесь можно найти хорошо оглаженные и проморенные коряги. Корнепластика – искусство резьбы по дереву на корнях и корягах, в основе которого удачно найденная заготовка.
Позже, в разгар листопада и в конце его, в лиственных лесах ищут капы, наплывы древесины на стволах. Не путайте с боксерской капой, приспособлением от вышибания зубов! Кап на дереве – новообразование мужского рода.
Особенно ценятся капы ореховые и дубовые, их долговечность – века, а у древесины очень красивая текстура. Но они редки и растут медленно, хотя капы на орехе достигают нескольких метров в поперечнике и веса в несколько тонн. Впрочем, это единичные в истории случаи. Березовые капы пригодны для забавных поделок и деревянных предметов домашнего обихода, зато за сезон могут вырасти с детскую голову и к концу сокодвижения набрать полную прочность.
Снаряжение для добычи коряг и капов помещается в рюкзаке или подвешивается на поясе. Это малая саперная или складная садовая лопата, туристские пила и топорик. Тут главное – разглядеть в неказистом наросте или осклизлой загогулине скрытую сущность, см. рис.
***
© 2012-2024 Вопрос-Ремонт.ру
Нажимая кнопку «Добавить комментарий», я соглашаюсь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности сайта.