Рисунок на стене своими руками украсит жилье и придаст ему индивидуальность. Чтобы не потерять самого себя в мире, населенном 7,5 млрд. человек, это просто необходимо. В таком разрезе о финансовой стороне можно бы и не упоминать, да надо: 100 000 руб. за более-менее приличную настенную роспись на заказ – это еще дешево.
Вполне выразительные рисунки на стене в квартире могут быть выполнены в разной манере и техникой различной сложности, см. рис. Эта статья в конечном итоге исходит из старого анекдота: «Вы умеете играть на скрипке? – Не знаю, никогда не пробовал…». Что ж, попробуем разрисовать стену без опыта в живописи.
Отступление 1
В Италии времен Возрождения некий богатый меценат (обычно в эту историю вписывают Лоренцо Медичи) прослышал о молодом талантливом художнике по имени Доменико Гирландайо и послал кого-то из своих приближенных – пригласить его ко двору. Прихлебатель, желая набить себе цену, потребовал от Гирландайо пробную работу. Тот пожал плечами, поставил на мольберт холст и от руки нарисовал на нем круг точнее и ровнее, чем можно было тогдашним циркулем. В ответ на удивленный взгляд заявил: «Твой господин в живописи разбирается, он поймет».
Вернулся посланник к сюзерену, показал «тест». Лоренцо расхохотался: «Пошлите ему 100 флоринов и мою просьбу прибыть ко двору в удобное для него время! А ты, болван, так и не понял, как над тобой поиздевались! Прочь в глаз моих, мне тупицы и невежды ни к чему!»
Смысл этой истории вот в чем: чтобы поставить руку и глаз для профессиональной живописи кистью, природных способностей мало, нужна долгая учеба и практический опыт. Гирландайо – один из титанов Ренессанса, у него учился Микельанджело Буонарроти (есть другой великий Микельанджело – Караваджо). А мы сперва попробуем разукрасить стену без набитых рук и тренированных глаз. Возможно, в процессе работы это придет, тогда можно будет взяться за высокие техники. В любом случае, что и как будет выражать рисунок, зависит от ума, а не тела.
Доступные техники
Как нужно расписывать стену без опыта и профессиональной подготовки, как можно попробовать, а как с кондачка лучше не надо, показано на фото. Однако конечное решение безусловно за вами: Гирландайо заметил кто-то из живописцев, зашедших в ювелирную лавку его отца – маленький Доменико с раннего детства страстно увлекался рисованием.
Примечание: Гирландайо – прозвище, перешедшее от отца, тот изобрел ставшие очень популярными головные гирлянды. Полное имя его сына-художника – Доменико ди Томмазо Бигорди. Он основал художественную династию, так что Гирландайо в энциклопедиях несколько.
Так надо
На поз. 1 рис. с фото – простейший вид росписи стен, по трафаретам. На поз. 2 один и тот же трафарет применяется дважды: сначала для набивки блеклого заднего плана, а затем для насыщенного смыслового изображения. Контуры стволов и сучьев на поз. 3 намечены либо карандашом, либо малярным скотчем и залиты краской кистью, т.е. просто замазаны. Для тонких веток и листьев в данном случае нужны как минимум 9 видов трафаретов; это близко к предельному их количеству для одного рисунка. Постановки руки хватит небольшой врожденной, нанести штрихи на стволах. Мелкие огрехи (напр., отходящая от сука ветка толще его, отмечено желтым) в данной технике малозаметны и простительны.
Можно попробовать
Для рис. на поз. 4 трафаретами не обойдешься, там порядка 2-х десятков только крупных контуров. Они переносятся на стену (см. далее) и закрашиваются от руки кистью. Пытаться разграничивать контуры малярным скотчем нельзя: без узких цветовых переходов на границах контуров рисунок выйдет неживым. Чтобы создать рисунок наподобие того, что на поз. 5, нужно, кроме переноса и закрашивания контуров, овладеть также техникой растушевки (тоже см. далее). Для рисунка на поз. 6 нужна также рука, поставленная как минимум в объеме художественной школы или соотв. врожденные способности и ранее приобретенные практические навыки.
Контур – потом
Человек с художественными способностями, но пока без опыта, способен создать впечатляющий рисунок на стене в комнате в т. наз. технике оконтуривания, когда четкие контуры наносятся на цветовые пятна, см. рис. справа. Стену сначала «мазюкают» как чертик творческий положит под коленку левой ноги, а когда краска высохнет, приглядываются – чего там прорисовывается – и обводят. Но это техника для новичков довольно рискованная: творческая неудача означает дорогой ремонт.
Так сначала лучше не надо
Рисунок на поз. 7 – аэрография. Техника это любителям вполне доступная, но здесь придется ограничиться упоминанием о ней: аэрографическая живопись технически совсем не такая, как прочие, и для нее требуется довольно дорогое специальное оборудование: компрессор, шланги, краскопульт со сменными форсунками. Пытаться использовать вместо аэрографа аэрозольные баллончики для граффити не стоит: в них давление слишком мало, чтобы можно было выводить тонкие плавные цветовые переходы на больших площадях.
На поз. 8 – фреска, дело очень сложное. Техникой фресковой живописи владеют далеко не все профессиональные художники. Трафареты для панно на поз. 9 нужны дорогие фирменные, прорезанные лазером в производственных условиях. И это еще не все: стена должна быть тщательнейше подготовлена мастером высокой квалификации. Во-первых, там на самом деле не однотонная заливка, а тончайший цветовой градиент. Во-вторых, его нужно вывести мелкофактурной краской, чтобы фон не бликовал при любом освещении.
Чего еще не надо
Детская самое место для воплощения фантазий, но дополнительные ограничения на характер росписи стен в детскую комнату накладывает психофизиология детского зрения. Первое, четкие яркие пятна насыщенных цветов тут недопустимы. Психика ребенка, живущего в комнате вроде той, что слева на рис., если не исковеркана уже, то к тому придет, разве что родители догадаются заменить рисунок.
Однако мягкие теплые пастельные тона в детской использовать нужно тоже с умом. Мельчить и наводить геометрически правильные контуры, как в центре на рис., также нельзя – аналитическое мышление у ребенка еще не сложилось, такая роспись будет утомлять его зрение и ум.
И уж совершенно недопустима в детской стенная роспись психоделического характера, даже если в ней скрыт портрет любимого щенка, справа на рис. Детские психиатры и психологи избегают пользоваться тестами Роршаха и Люшера, их действие на неокрепшую психику может оказаться разрушительным, а тут родители все время держат перед глазами своего несчастного чада нечто подобное.
Чем рисовать?
Обычно краски подбирают под сюжет и манеру рисунка, но начинающему лучше поступить наоборот. Любители расписывают стены более всего акриловыми вододисперсионными красками: их просто разбавлять, они смешиваются без ограничений, ими можно выводить достаточно плавные полутона, а при необходимости акриловые краски смываются со стены, не оставляя на ней следов; грунтовка под них нужна также акриловая. Но возможны и другие варианты; напр. маслом можно написать рельефный рисунок, гуашью и темперой получить особенно тонкую растушевку. О красках для росписи стен см. видео обзор ниже:
Видео: о красках для росписи стен
Что рисовать?
Выбрать исходную картинку на стену по принципу «нравится – не нравится» отнюдь и отнюдь не возбраняется. В конце концов, на том стоит и профессиональное искусство. В таком случае нужно сфотографировать подлежащую росписи стену и в любой программе компьютерной графики попробовать приложить к ней отобранные оригиналы или свое собственное творение. Обычно для этого пользуются фотошопом – в нем можно тут же подредактировать оригинал.
Если вы создали исходник в векторном софте CorelDraw, то удобнее будет использовать комплектный Corel PhotoPaint, он по возможностям обработки изображений не уступает фотошопу, а по базовому набору эффектных фильтров его превосходит. Чтобы окончательно доработать векторную картинку, ее элементы в CorelDraw группируют и переводят в растр (опция convert to bitmap). Затем выделяют уже битовую картинку и выбирают опцию редактирования битового изображения (edit bitmap). Автоматически запустится PhotoPaint, и после обработки растровая картинка останется на своем месте в векторной композиции.
Как скомпоновать и подправить рисунок
У начинающих скорее возможна, чем вероятна, такая ситуация: картинка все никак не складывается. Или же отобранная вроде как сама на стену просится, но что-то в ней не так. Чтобы понять, что же тут не так, где и как нужно подправить, чтобы вышло так, необходимо ознакомиться с началами поэтики живописи и следующими из них основными правилами композиции изображений.
Отступление 2
Поэтика – наука о выразительных средствах различных видов искусства. Начало поэтике положил и самое название ей придумал Аристотель. Есть поэтика поэзии, поэтика балета, поэтика скульптуры, поэтика фотографии и т.п. Поэтика нечто вроде грамматики для языка, но языки искусства более похожи на английский, чем на русский: без грамматики любой язык невыразителен, но жестких канонов в искусстве не более, чем в английском – правил без исключений.
Золотое сечение
Основа правильной композиции рисунка – золотое сечение. Его обнаружили древние греки. Не придумали, в природе золотое сечение встречается сплошь и рядом. Пропорции нашего тела, вплоть до мелких и мельчайших его деталей – обширный набор золотых сечений; многие растения растут по правилу золотого сечения, см. рис. Изображения, созданные с применением золотого сечения, наиболее выразительны и легко воспринимаемы.
Композиция
Способов применения золотого сечения в изобразительном искусстве известно множество. Чтобы создать в интерьере красивое смысловое изображение, начинающим лучше воспользоваться классической схемой его компоновки: участок стены с пропорциями прим. 3:4 условно делят 2-мя горизонтальными и 2-мя вертикальными линиями так, чтобы получилось 9 прямоугольников приблизительно золотой пропорции. Точно не получится, т.к. пропорция золотого сечения Φ число иррациональное, но это и не страшно, глаза и воображение зрителей сами подправят.
Далее, также мысленно проводим 2 диагонали: диагональ входа и диагональ борьбы, см. рис.:
Любой зритель автоматически, как ноги при ходьбе переставляет, «глаз положит» сперва на область восприятия 1-й степени, затем пройдется взглядом по остальным пересечениям невидимой сетки, следуя против часовой стрелки, и, наконец, окинет взором диагонали. Центральное пятно при этом почти все время будет в поле его зрения, но мельтешить в нем нежелательно: тут для полноты восприятия нужны крупные либо фоновые (мягкие, размытые), либо яркие, притягивающие внимание детали, напр. одежда Христа в «Распятии» Гойи, или водяная мельница в примере с сеткой далее. Сами, наверное, видите – на этой картинке крокодил ни к селу, ни к городу.
По диагоналям располагают динамичные элементы; в зависимости от направления их зримого движения его значение различно (обозначено на рис.) Независимо от расположения в композиции действует доминанта темного: вверху темное подавляет, по бокам и внизу притягивает взгляд. Это наследие наших пращуров: в темноте может крыться опасность. Темное, расположенное на диагонали, действует как движущееся, но ставить темноту слева вверху на диагонали входа нельзя: вхождение будет нежелательным, а сюрприз неприятным, даже угрожающим. Как видите, даже такая, нарочно безобразно наляпанная композиция, с использованием золотого сечения может что-то да выражать.
Отступление 3
Обратите внимание на изгиб фигуры Венеры Милосской. Древние мастера знали свое дело, и понимали, что без призыва к основным инстинктам покровителей и заказчиков не обойтись. Но, как ни ставь эту статую в любой обстановке, чтобы смотрелась, «самое интересное место» Венеры немного уходит из зоны первичного восприятия вверх-вправо, т.е. по диагонали борьбы. Дескать, губу особо не раскатывайте, Афродита все же, не шлюха какая-то. Хотя натурой скульптору наверняка служила именно проститутка. Вплоть до конца XVII в. профессиональных натурщиц не было, а художникам позировали представительницы древнейшей профессии. Почитайте хотя бы «Асканио» Дюма-отца, как Бенвенуто Челлини пришлось перешерстить едва ли не все бордели Парижа, чтобы найти модель для своей Венеры. Которая прославлена, пожалуй, не меньше Милосской.
Попроще
Разумеется, создавать сразу сложную композицию по всем правилам не всегда обязательно. Напр., можно обойтись без диагоналей. Если глаза расположить во 2-й и 3-й зонах (по глубине восприятия они почти равноценны), то получится вполне живая картинка, см. рис. Справа. Сами глаза могут быть немного различными, так только лучше смотреться будет.
Правило погоды
Золотое сечение действует не всегда. Напр., очень распространенный случай: становимся лицом к северу, как олицетворению зимы и холода. Слева у нас тогда будет запад, справа восток. Западный ветер в холодное время года несет непогоду, а восточный – оттепель или бодрящий морозец. Весной первое настоящее тепло приходит, как правило, тоже с востока или юго-востока. Соотв., картина на стене «под ветер» создаст осеннее или весеннее настроение, см. рис.
Готовимся рисовать
Испортить стену неудачным опытом никому не охота, поэтому начинающим лучше сначала попрактиковаться на чем-то вроде этюдника для стенной живописи. Именно – на куске фанеры. Его покрывают стартовой штукатуркой (наращивать слой до строительной толщины не надо), а затем финишной. Далее – пробуем рисовать, оттачиваем технику. Не вышло – сдираем покрытие шпателем, и – все сначала, пока на появится уверенность, что и на стене будет не хуже.
Готовим стену
Во многих источниках стену под роспись рекомендуют выравнивать сухой штукатуркой (листами гипсокартона) на гипсовом клею. Дело благое, но дорогое и сложное. Выравнивания стены под живопись по строительным нормам не требуется: если стена совсем уж плохая, то ее ошкуривают, шпаклюют выбоины и покрывают финишной штукатуркой, белой или цветной. Вдруг стена сырая, с плесенью, потеками – расписывать ее нельзя, сначала нужно отремонтировать.
Примечание: если вы все же намерены ровнять стену гипсокартоном (напр., под панно с одуванчиками, как на рис. в начале), то обязательно берите фирменный материал и комплектную затирку к нему, иначе швы между плитами будут видны.
Рисуем
Трафарет
В росписи стен по трафарету есть 2 существенные хитрости. Первая – скачанные шаблоны наверняка придется масштабировать. Если делать это в исходных сжатых форматах .jpg, .png, то артефакты сжатия могут сильно размыть или увести контуры, а контур трафарета – все для него. Небольшое отклонение от контура способно буквально убить рисунок. Поэтому скачанные трафареты нужно масштабировать так:
- Исходный рисунок в фотошопе пропускаем через опцию АвтоУровни; если знаете, что это значит, желательно еще Уровнями вручную убрать верхний пик.
- Далее переводим в серый, и затем в черно-белый с 50% порогом.
- Подчищаем оставшуюся грязь, переводим обратно в серый.
- Увеличиваем до нужного размера, можно добавить резкости по маске (unsharp mask).
- Сохраняем для печати в несжатых форматах .bmp или .tif; в крайнем случае – .gif.
Вторая – набивать трафарет не обязательно одним цветом. Наоборот, продвигаясь по трафаретке, желательно менять краску. Таким образом можно оживить и довольно монотонный трафарет, см. рис.
Для примера ниже даем достаточно простые рисунки под трафарет, которые можно довольно сильно масштабировать в растровом формате. Перышко и золотую рыбку придется заливать с растушевкой; пора и нам переходить к техникам, ее требующим.
Мажем-трем
Растушевка залитых краской областей возможна 3-мя способами: смывкой, стиранием и растиранием. Все они ведутся от центра к краям, и обязательно в несколько приемов: тереть сразу все ни в коем случае нельзя. Потер, отошел, посмотрел, еще потер, снова от центра в краям, и т.д. Растушевывают краску кистью, тампоном или пальцем. Общие правила окрашивания под растушевку – чем теплее тон, тем глубже он должен лежать. Если цветовая гамма однотонная, под низ идут светлые и блеклые тона. Впрочем, правила эти весьма относительны.
Смывку делают только тампоном. Нижний слой краски должен быть полностью высохшим, а верхний – только схватившимся. Его частично снимают легчайшими, без надавливания, касательными движениями. Цвет растушеванной области будет цветовой суммой цветов слоев.
Для растушевки стиранием верхний слой краски накладывают на еще чуть влажный нижний и трут уже придавливая. Теперь цвет растушеванной области будет цветовым произведением цветов слоев, т.к. верхняя краска втирается в нижнюю. Растиранием создают мелкие растушеванные фрагменты на больших площадях, по сухой или не вполне высохшей подстилающей краске.
Примечание: аэрография позволяет получить только цветовую сумму красок.
Как вырисовывается растушевкой начавший желтеть лист, показано на рис. ниже:
- Заливаем контур фоновым цветом;
- По его высыхании наносим грязно-зеленоватый;
- Подсох 2-й слой, смываем лишнее;
- Заливаем цветом позеленее;
- Подсохло – стираем ненужное и тут же наносим мазки еще более насыщенного зеленого;
- Высох 3-й слой, растираем по нему зелень.
На след. рис. даны цветы, которые можно выполнить на стене сочетанием заливки контуров по трафарету с растушевкой. Для масштабирования их нужно сохранить сразу в формате .gif (необходимая подготовка уже сделана), но лучше перенести их контуры на стену по сетке, см. ниже.
Контур на стене
Перенос рисунка на стену по сетке и раскрашивание контуров это уже вполне профессиональный вид стенной росписи. В настоящее время это весьма кропотливое и ответственное дело может быть существенно упрощено с помощью современной техники.
Без сетки
В фотошопе есть специальный инструмент выделения контуров. Полученный контурный рисунок увеличивают до нужного размера: фотошоп позволяет работать с картинками до 10 000х10 000 px, что при более чем достаточном для стены разрешении 72 dpi дает изображение 3,5х3,5 м, а при вполне достаточном 24 dpi – 10,5х10,5 м. Далее контурную картинку распечатывают кусками в лист А4 (такая опция есть практически у каждого принтера), или в том же фотошопе делят большую картинку на куски и печатают их по отдельности. Затем листы бумаги склеивают в одно полотно, накладывают его на стену и твердым карандашом прорисовывают контуры; последний, но не поддающийся автоматизации этап – раскраска.
Проектором
К сожалению, картинки с тонкой деталировкой и мягкими цветовыми переходами фотошоп расконтуривает нечетко. В таком случае придется воспользоваться диапроектором: высветить слайд с выбранным рисунком на стене и руками обвести контуры. Стандартные размеры слайда 18х24 или 24х36 мм, но сфотографировать картинку вряд ли выйдет: пленочные фотокамеры и слайдовая пленка на глазах становятся раритетами, а лаборатория, печатающая слайды с файлов, найдется не во всяком большом городе.
Выручит в этом случае обычный бытовой принтер, но печатать нужно на прозрачной пленке; пленка для принтеров продается в компьютерных магазинах. Чтобы с такого слайда можно было перенести изображение на стену, аппаратное разрешение принтера должно быть от 1200 dpi, но сейчас почти все бытовые принтеры имеют большее. Один только нюанс: уменьшать картинку в фотошопе нужно не геометрически (по размерам), а увеличивая ее разрешение.
По сетке как по сетке
Наконец, можно применить давнишний способ разметки стен под живопись – классический перенос по сетке. Участок стены разбивают примерно на 100 равных квадратов (для формата 3:4 на 96, 8х12) и печатают в масштабе исходную картинку. При подготовке ее на компьютере можно сразу наложить такую же сетку. Далее контуры рисунка переносят на стену по точкам (см. рис.), это самый трудоемкий этап.
Пересечения линий контуров с линиями сетки отмечают точками с помощью циркуля: на оригинале им берут нужный размер и переносят на стену, «отшагивая» раствором циркуля столько раз, какой взят делитель масштаба, а затем по точкам наводят контур, все время держа перед глазами оригинал. Сначала намечают крупные контуры; каждый наведенный контур отмечают цифрой, обозначающей цвет заливки. Таким способом даже любитель может создать весьма подробно детализованную картину, см. рис.
Примечание: контуры под однотонную заливку можно наложить на стену совсем просто – светильник оборачивают трафаретом и обводят тени, см. рис. справа.
Как убрать карандаш
Во всех описанных выше случаях проблемой могут оказаться карандашные линии: графит просвечивает почти сквозь каждую краску, кроме масляной. Художники и чертежники знают старый способ снять карандашные линии, нисколько не портя основы – катышки из мякиша черствого черного хлеба, только нужен настоящий ржаной хлеб, напр. бородинский. «Хлебным ластиком» не трут, а катают или шлепают, как тампончиком.
Нетрадиционно
Помимо описанных, известно множество нетрадиционных способов создавать рисунки на стенах, и все время появляются новые. Мы здесь для примера приводим некоторые, техника которых достаточно проста и более-менее устоялась. Простейший – рисование пальцами. Для него нужна поролоновая подушка, пропитанная краской. Ее лапают пальцами и мазюкают пятерней по стене, см. рис. Хорошо таким способом получаются перья, чешуя, шершавые стволы деревьев, языки пламени, венчики цветов со множеством лепестков и т.п.
По второму способу рисуют самим штампом. Он должен быть из войлока или фетра – поролоновый быстро раскисает от краски. Штамп наклеивают на жесткую основу и штампуют им стену; под каждый цвет нужен отдельный штамп. Если штампик совсем маленький, ок. 1 см, выйдет настенный пуантилизм. Если же штампы покрупнее, ими можно просто прошлепать стену, дорисовать маркером черешки с листьями, получится фруктовое панно, см. рис.
Отдельно в этом ряду стоит техника т. наз. высокого трафарета. Фактически это один из способов декора стен, но им возможно создавать и смысловые изображения, см. рис. справа.
Работают по высокому трафарету следующим образом, см. рис. ниже:
- Трафарет из жесткого материала толщиной 2-6 мм крепят к стене. Чем больше опыта у мастера, тем толще может быть трафарет. Новичкам лучше пробовать себя с трафареткой 2-4 мм.
- Трафарет затирают гипсовым раствором консистенции густой сметаны или хорошо размятого пластилина, поз. 1 на рис.
- Когда гипс схватится, но будет еще влажным, трафаретку аккуратно снимают, поз. 2.
- Стеком (лепестковым мастихином) подмазывают промежутки (поз. 3); им же снимают излишки по краям и со стены. Кистью, тампоном и пальцами ровняют и оглаживают края узора; если надо, наводят рельеф и фактуру.
- Полностью высохший гипс грунтуют кистью под покраску, поз. 4.
- Красят стену фоновым цветом флецевой кистью или мохнатым валиком, поз. 5.
- По высыхании краски прокрашивают вершины рельефа кистью или, как на поз. 6, живописным маркером, масляным или акриловым. Помните только, что не использованные до конца художественные маркеры спустя некоторое время присыхают и теряют пригодность.
В заключение
В рунете полно источников типа «20 идей для вдохновения», «50 идей для вдохновения», «90 идей для вдохновения» и т.д. с в общем-то беспорядочными подборками фото, видео и невнятными описаниями. Дурной пример заразителен, но в данном случае речь не о том идет. А о том, что возможности настенной живописи необычайно широки; доля шедевров мирового значения в ней едва ли не выше, чем в станковой. К примеру, такой твердокаменно-традиционный сюжет, как сакура в цвету, на стене можно изобразить способами, из которых на рис. показана лишь небольшая часть:
***
© 2012-2024 Вопрос-Ремонт.ру
Нажимая кнопку «Добавить комментарий», я соглашаюсь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности сайта.